Выжигание по ткани: ознакомление с техникой гильоширования

Выжигание по ткани: ознакомление с техникой гильоширования

Гильоширование на ткани — выжигание по схемам для начинающих

Рукоделие — это способ отдохнуть от повседневных проблем. В разнообразии техник и способов рукоделия много таких, о которых знают не все. Одна из таких техник — гильоширование, или выжигание по ткани. Эта техника не так популярна, как вышивка или плетение из бисера, но тем не менее заслуживает внимания.

Особенности техники

Гильоширование — вид рукоделия, который появился в Германии примерно в 80-х годах прошлого столетия. В этой технике можно создать салфетки, скатерти, панно, ламбрекены, шторы.

Процесс очень увлекательный и совсем не трудоемкий, как может показаться на первый взгляд. Этим искусством без труда овладевают даже дети старше 6 лет, конечно, под руководством взрослых.

Гильоширование заключается в выжигании на ткани и коже различных элементов, а затем создании из них сложного рисунка для украшения вещей и предметов интерьера. В самом процессе нет ничего сложного, нужна аккуратность и усидчивость. Но это занятие требует первоначальных затрат на инструменты и специальные материалы.

Выбор материала и инструментов

Перед тем как приступить к технике выжигания по ткани, необходимо запастись следующими необходимыми инструментами:

  • специальный выжигатель — это электрический прибор, похожий на ручку или паяльник с иглой на конце. Можно купить в специализированном магазине для рукоделия или сделать самому. Нужно помнить, что даже самодельный прибор должен обеспечивать регулировку температуры иглы. Ведь для разных типов тканей температура плавления разная;
  • рабочий стол — место, где будет выполняться работа. Это может быть полированное стекло толщиной от 3 до 5 мм с фасками по краям для предотвращения порезов;
  • синтетические ткани — шелк, нейлон, капрон, плащевка или подкладочная ткань. Для этого вида рукоделия необходимо, чтобы материал не горел, а плавился;
  • трафареты — заранее подготовленные рисунки, гильоширование с которыми будет аккуратным. Для выбора подходящей схемы стоит заглянуть на профильные сайты или посмотреть информацию про гильоширование для начинающих — мастер-класс с подробным описанием этапов работы;
  • вспомогательные инструменты: ножницы, пинцеты, кусачки, клей ПВА и Момент, калька и копировальная бумага.

Перед началом работы ткань обязательно проглаживается и хорошо фиксируется на рабочей поверхности.

Перед выжиганием основного рисунка опытные рукодельницы советуют сделать пробный вариант, чтобы понять технологию процесса и особенности работы инструмента.

Изготовление трафарета

Для выжигания по ткани схемы-трафареты изготавливают из различных материалов, толщина и стойкость которых зависит от количества необходимых изделий. Для изготовления трафаретов можно использовать картон, фольгу или ватман.

Рисунок переносится на картон с помощью кальки, а затем вырезается маленькими ножницами или скальпелем. Если выбранный рисунок имеет в своем составе круглые отверстия, то их делают специальными пробойниками, например, металлическим стержнем или нагретым гвоздем. Вырезанный трафарет обрабатывают по краям от заусениц и неровностей, чтобы он мог хорошо прилегать к материалу и не повредить его.

Схемы для выжигания по ткани — это различные завитки, листочки, цветы и бабочки.

Выжигание для начинающих

Работу выжигателем начинают с середины рисунка или картины, чтобы избежать смещения.

До того как сделать первые штрихи, прибор прогревают и проверяют на работоспособность. Для этого прислоняют иглу к кусочку хлопчатобумажного материала. Если выжигатель прогрелся хорошо, то игла оставит коричневый след. Далее этот лоскут х/б ткани используют для очистки лезвия и снятия окалины в процессе работы.

После тестовых работ можно приступать к выжиганию гильошированных элементов. Для этого:

  • материал кладут на рабочую поверхность, сверху размещают трафарет и хорошо прижимают его к ткани. Если необходимо зафиксировать отрез лучше, то используют груз;
  • нагретой иглой обводят контуры трафарета, стараясь не растягивать ткань;
  • периодически очищают иглу от окалины. Если этого не делать, то температура иглы будет уменьшаться, а элементы получатся разными по размеру;
  • при сваривании элементов между собой используют метод точечной сварки: прожигают точки с интервалом 1−2 мм и прижимают пальцем ткань к месту прокола. Этот способ используют для создания панно и рисунков.

Во время работы необходимо помнить о технике безопасности и не прикасаться к игле во избежание ожога. Для аккуратной и качественной работы нужно следить за положением иголки: она должна быть строго перпендикулярна рабочей поверхности.

Немного тренировки, и с помощью техники гильоширования можно не только соорудить небольшое панно в рамке, но и подарочные салфетки, праздничную скатерть, и даже украшения для волос на детский праздник. Для первых работ можно выбрать схемы небольших цветов или растительных орнаментов, а затем приступать более масштабным изделиям, которые, порадуют и окружающих своей оригинальностью и самобытностью.

Осваиваем технику выжигания по ткани

Сегодня моя дочь попросила помочь ей сделать подарок на 9 мая прабабушке. Решили сделать салфетку в технике выжигания по ткани. Этим видом творчества она никогда не занималась. Мою дочь зовут Варя, ей 8 лет.

А мне захотелась, что бы эта затея превратилась в небольшой мастер-класс. Пусть его читатели увидят, что творить в технике гильоширования может даже ребенок.

Готовим рабочее место.

Нам понадобится:

1. Аппарат для выжигания по ткани с тонкой иглой (сейчас такие аппараты есть в продаже, в интернете, в свободном доступе, можно найти на ЯМ по очень доступной цене).

2. Два вида ткани (синтетической) для основы лучше подойдет габардин, а для деталей атлас.

Читать еще:  Схемы плетения кумихимо: японские шнуры

3. Схема самой салфетки (можете поискать в интернете или взять нашу).

4. Стол с подсветкой (не обязателно, что-то сооружать глобальное, для начала можно взять табуреточку и небольшое стекло, под стеклом установить лампочку) .

5. Кусочек мягкой наждачной бумаги, можно пилочку для ногтей (чтобы счищать нагар с иголочки).

6. Плотная, гладкая калька и тонкий маркер.

Если у вас будет огромное желание попробовать, то для вас не составит труда все хорошо подготовить. В детстве, я очень хотела научиться играть на гитаре и пока мои родители размышляли где взять деньги, а стоит ли покупать. Я смастерила гитару из картона и натянула вместо струн капроновые нитки, что бы запоминать аккорды. Потом мне купили гитару и я научилась играть 🙂 Это небольшая вдохновляющая история для тех кто чего-то хочет от этой жизни!

Все готово. Приступаем.

Перенесем наш рисунок на плотную, гладкую кальку. Кладем кальку на стекло и сначала будем вырезать (горячей иглой) детали салфетки. Включяем подсветку и нам видно все детали.

Очень важно правильно держать иголку. Когда вы будете выжигать она должна находиться вертикально, перпендикулярно относительно стекла. Линия должна быть непрерывной. Рисование здесь не подойдет. Регулируйте температуру иглы. Чем толще ткань, тем игла должна быть горячее. При работе с тонкой тканью делайте минимальную температуру.

Обязательно сначала просто попробуйте и соблюдайте технику безапосности. Иголочка горячая!

У нас таких деталей должно получиться девять.

Варя еще пробует, детали пока корявенькие. Такими они быть не должны. Терпеливо нарабатываем навык.

Вот уже стало получаться. Пришлось немного помочь.

Все детали готовы! Раскладываем их на основе. И маленикими точками прихватываем в нескольких местах, чтобы они не ерзали, как моя Варвара, которая уже устала и решила отложить оставшуюся работу на вечер. А мне нельзя откладывать мастер-класс. Придется все показывать на одной детали, а вам самостоятельно все проделать с остальными 8 деталями.

Все детали мы закрепили точками. Вырезаем по контуру основу салфетки.

Делаем нарезку внутри деталей. Здесь вам придется работать с двуми слоями тками. Это сложнее. Обязательно сначала просто попробуйте, иначе можете испортить салфетку. Повырезайте капельки, запятые, кружочки. Как почуствете, что получается, смело приступайте к салфетке. Итак, на каждой детальке делаем внутреннюю нарезку. Внимательно рассмотрите рисунок как она выглядит.

Работаем всегда от центра к краю. Тогда наши детали не будут “пузыриться”.

Нарезку сделали, припаиваем детали. На самом краю детали равномерно и очень близко (вплотную) ставим иголкой точки.

Наша салфетка почти готова. Осталась самая малость. Делаем ее более легкой и ажурной. Для этого берем х/б ткань, кладем на нее наше изделие и обходим каждую деталь горячей иголочкой. Хб ткань нужна для того чтобы точки получались аккуратными и одинаковыми.

Вот и вся наука!

А как будет выглядеть салфетка целиком, вы увидете когда ее самостоятельно доделаете.

Гильоширование. Искусство выжигания по ткани

Светлана Большакова
Гильоширование. Искусство выжигания по ткани

Дорогие коллеги! Хочу рассказать вам о своём увлечении. В 2000 году я училась на курсах повышения квалификации при С-Петербургском Университете Педагогического мастерства. Если сказать упрощённо, курсы были по ручному труду. Нам давали разные техники, в том числе и гильоширование. Я тогда очень сильно увлеклась им. Может кому-то будет интересно, а кто-то и увлечётся тоже.

Немного истории: гильоширование как вид декоративно-прикладного искусства возникло в Германии в 70-е годы ХIХ в. Ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. В России этот метод был разработан в г. Рыбинске Котенковой З. П. в 80-х годах ХХ в.

С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, кружевные изделия в стиле ришелье и т. д.

Для работы нужен выжигатель по дереву. Но иглу нужно заменить, изготовить её из нихромовой проволоки. Нам тогда делали на заказ, но у некоторых воспитателей сделали мужья.

У меня был (и сейчас ещё служит, ему уже лет 35) старенький выжигатель по дереву:

Нужны фигурные шаблоны из толстой металлической фольги, их я вырезала сама маленькими ножничками.

Можно использовать и картонные шаблоны:

Трафареты салфеток из картона:

Различные лоскутки искусственных тканей:

Работаем обязательно на стекле, у меня толстое стекло из какого-то шкафчика. Нужны лоскутки х/б ткани для снятия нагара с иглы. У меня две книги, которыми я пользуюсь:

Трудность в работе с детьми состоит в том, что мы работаем с электроприбором и строго индивидуально. Поэтому, если я задумала такую работу к 8 Марта, то начинать её надо как можно раньше, чтобы каждый ребёнок успел сделать подарок к празднику. Моя старшая внучка показывает мастер-класс по гильошированию:

Положила трафарет и вот заготовка для салфетки:

Выжигает элементы по шаблону:

Когда все элементы готовы, начинаем присоединять их к основе горячей иглой точками по самому краю аппликации, как бы встык с основой. Точки ставят иглой одну рядом с другой, прижимая детали пальцами. Иглу надо держать почти вертикально, Алеся держит неправильно.

Ну вот, обожглась.

Ну вот и готово (с помощью бабушки)

А вот мои работы:

Если кому-то интересен этот вид творчества, задавайте вопросы, отвечу всем.

Читать еще:  Люстра из ниток своими руками: процесс изготовления от а до я

КПК по ИЗО. Работы в технике нетрадиционного рисования. Уважаемые коллеги, все вы, конечно же, посещаете по необходимости курсы повышения квалификации, вот и я, перед аттестацией, набирая так.

Практика Ох, курсы, курсы. Ах, курсы, курсы. Я не имела ввиду под “новые курсы”, что сильно что-то изменилось именно на курсах: теория, выезды,.

Методическое пособие “Гильоширование-выжигание по ткани”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Ростовского государственного педагогического университета

Художественная обработка материалов. Выжигание по ткани (техника гильоширования). Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2015. – 20 с. и цв. илл.

Учебно-методическое пособие содержит теоретические материалы и методические рекомендации по проведению практических работ по разделу «Художественная обработка материалов» при изготовлении изделий в технике гильоширования (выжигание по ткани). После ознакомления с теорией, читатель может самостоятельно выполнить практическую работу, используя рекомендации «Пооперационной карты» и рисунков вкладыша данного методического пособия.

Пособие предназначено для студентов факультетов и отделений технологической направленности педвузов и педагогических колледжей, учителей технологии, педагогов дополнительного образования и методистов, курирующих образовательную область «Технология».

Авторы-составители: М.П. Данчук,

Рецензент: И.И. Данчук, кандидат педагогических наук, доцент

© М.П. Данчук, Г.Н. Кроткова, А.А. Погребняк

М.П. Данчук, Г.Н. Кроткова, А.А. Кроткова

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Ростовского государственного педагогического университета

Художественная обработка материалов. Плетение из лозы и ивушки. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2015. – 24 с. и цв. илл.

Учебно-методическое пособие содержит теоретические материалы и методические рекомендации по проведению практических работ по разделу «Художественная обработка материалов» при изготовлении изделий в технике плетения из лозы и ивушки. Теоретический и практический материал подобран так, что с его помощью начинающие мастера смогут преодолеть первые трудности в работе, приобрести необходимые навыки, овладеть основами этого ремесла.

Пособие предназначено для студентов факультетов и отделений технологической направленности педвузов и педагогических колледжей, учащихся средних школ, учителей технологии, педагогов дополнительного образования и методистов, курирующих образовательную область «Технология».

Авторы-составители: М.П. Данчук,

Рецензент: И.И. Данчук, кандидат педагогических наук, доцент

© М.П. Данчук, Г.Н. Кроткова, А.А. Кроткова

М.П. Данчук, Г.Н. Кроткова, А.А. Кроткова

М.П. Данчук, Г.Н. Кроткова, А.А. Кроткова

И ИВУШКИ

М.П. Данчук, Г.Н. Кроткова, А.А. Кроткова

Учебно-методическое пособие

Гильоширование (выжигание по ткани): схемы, описание техники, пошаговая инструкция

В последнее время набирает популярность гильоширование. Это новый и довольно интересный вид рукоделия. Резными элементами из ткани декорируются воротнички, подолы и манжеты платьев. Гильоширование – техника выжигания по ткани, представляющая собой художественную резьбу, позволяющую не просто украшать одежду и интерьер помещений, но и следовать модным тенденциям.

История рукоделия

Гильоширование признали одним из видов творчества в середине XX века. Авторский способ выжигания по ткани появился только в 80-е годы прошлого столетия. Его создателем стала Зинаида Котенкова, российская рукодельница, проживающая в Рыбинске.

Секрет техники кроется в использовании специального инструмента для выжигания при вырезании узоров на ткани или склеивания кусочков материи с целью создания аппликации.

Новаторство творческой идеи Зинаиды было подтверждено в 1990 году авторским свидетельством. Старания этой женщины способствовали популяризации гильоширования. Схем выжигания по ткани очень много. С их помощью можно создавать различные изделия: салфетки, скатерти, украшения, аксессуары, детали одежды.

Рабочие инструменты

В основе техники гильоширования лежит работа горячими приборами – нагревателями или резаками. Для тех, кто только начинает работать в этом направлении, хватит паяльника с тонким наконечником.

Ажурное гильоширование (выжигание по ткани) требует использования прибора, с помощью которого делают узоры по дереву. Обязательно наличие набора насадок с широкими, тонкими и закругленными кончиками, позволяющими выполнять узоры разной сложности.

Желательно выбирать резаки с функцией регулировки напряжения. Это позволит работать с тканями разной толщины. Пониженное напряжение также дает возможность не только вырезать узоры, но и оплавлять материю для создания аппликаций и мозаики.

Иглу резака можно подточить при помощи обычной наждачной бумаги. Помимо специального прибора, необходимы для гильоширования (выжигания по ткани) схемы, пинцет, ножницы, клей, мелкие аксессуары и трафареты.

Не стоит забывать про технику безопасности, поскольку техника выжигания связана с высокими температурами. Раскаленные части инструмента не должны соприкасаться с обнаженной кожей, ногтями и волосами.

Материалы для рукоделия

Особенностью гильоширования является то, что все работы выполняются только на синтетических тканях. Они не горят, а плавятся. Это позволяет аккуратно отрезать и приклеивать кусочки материи.

В рукоделии чаще всего используются следующие ткани:

  • Нейлон. Материал подходит как для основы, так и для изготовления отдельных элементов. К этой группе тканей относятся трикотин, синтетический атлас, кримплен, плотная рифленая парча.
  • Капроновые ленты. Широкая цветовая палитра материала позволяет создавать замысловатые узоры, используя технику гильоширования. Схемы выжигания по ткани и яркие детали помогают сделать эстетичные оттеночные переходы.

В гильоширование приемлемо использовать люрекс, искусственный шелк, капрон, шифон, искусственный бархат.

Перед началом работы проверяются свойства материала. Для этого достаточно поджечь небольшой кусочек, чтобы понять, горит он или плавится, остаются ли на нем следы копоти и гари.

Читать еще:  Узор «павлиний хвост» спицами: схема с описанием вязания

Помимо основных, могут потребоваться и дополнительные рабочие материалы. Например, рисунки для гильоширования (выжигания по ткани) могут наноситься на фольгу или картон. Готовые работы нередко украшаются вышивкой, бисером, пуговицами, бусинами и прочими декоративными элементами.

Классификация приборов

Выбор инструментов для рукоделия большой. Главное – определить, для какой цели он требуется: работать профессионально или попробовать новую технику.

Подходит для выжигания, но потребуется подточить наконечник, чтобы он был похож на иглу и облегчал работу. Жало не подходит для работы с тканью, поскольку будет постоянно прилипать к ней, что затруднит процесс.

Оптимальный вариант, подходящий для большинства рукодельниц. Диапазон работ значительно увеличивается, позволяя работать с разными материалами.

Прибор, предназначенный для работы с тканью и обклеенный защитным материалом, предохраняющим руки от перегрева. К сожалению, он оснащен только одной иглой, которую нельзя заменить. Отсутствие функции изменения температуры – еще один его недостаток.

Набор насадок позволяет создавать различные узоры и линии разной толщины. Вышедшую из строя насадку можно заказать в интернете, чтобы не покупать заново весь набор.

Критерии выбора инструмента

Простые приборы без дополнительных настроек и насадок – самые дешевые. Они отлично подходят для новичков. Профессионалам лучше выбирать инструменты с различными насадками и настройками мощности. Ими можно работать с материалами, отличающимися текстурой и плотностью.

Не стоит забывать о том, что дешевые инструменты не прослужат долго, не будут работать на высоком уровне.

Шедевры из ткани

Позволяет создать оригинальные и очень красивые предметы декора техника гильоширования. Шторы выжиганием по ткани получаются воздушными, необыкновенно нежными. Существует несколько техник этого рукоделия, каждая из которых помогает выполнить необычные картины, салфетки, накидки, покрывала и прочие предметы.

Гильоширование кажется трудоемким хобби, однако на деле это далеко не так. Работа с миниатюрным паяльником позволяет расслабиться и получить удовольствие от процесса.

Мастер-класс

Рассмотрим, как создаются картины в технике гильоширования. Схемы выжигания по ткани рисуют на бумаге. Также нам понадобятся кусочек синтетической ткани нужного цвета и размера, стекло и лампа. Поэтапный мастер-класс обучит созданию картины из лоскутов ткани, приклеенных на основной материал. Выполнять нужно следующие действия:

  • Рисунок картины распечатывается на листе бумаги. Контур изображения обязательно должен быть обведен жирной линией.
  • Стекло располагается таким образом, чтобы под ним можно было разместить лампу для подсветки. Например, стекло можно положить на две книги, а под него поставить лампу или фонарь.
  • Подберите материалы для создания картины. В качестве основы лучше использовать светлую ткань – на ней лучше выглядят элементы ярких оттенков.
  • Лист с распечатанным узором размещается на подсвеченном стекле. Поверх него кладется ткань, из которой будут вырезаться маленькие детали. Нагретым резаком осторожно обводятся контуры рисунка, что позволяет вырезать таким образом элементы картины.
  • Вырезать каждую деталь желательно без отрыва руки от ткани.
  • Детали раскладываются в поле зрения таким образом, чтобы между ними осталось свободное пространство. Ткань основы закрепляется на трафарете швейными булавками и подсвечивается лампой.
  • Первыми приклеиваются детали, которые будут перекрыты сверху другими элементами. Лист прикладывается к основе, после чего детали соединяются друг с другом быстрыми движениями резака по краю, напоминающими стежки.
  • После приклеивания всех листьев переходят к лепесткам создаваемых в технике гильоширования цветов. На схеме выжигания по ткани они должны быть хорошо заметны. Слишком мелкие элементы лучше не рисовать. Задерживать острие паяльника долго на одном месте не стоит. Это может привести к появлению дырки как на самой детали, так и на ткани основы.
  • К выполнению внутреннего контура приступают после прикрепления к основе всех деталей. По внутренним линиям рисунка проходятся быстрыми и резкими движениями паяльника, оставляющими маленькие отверстия.
  • Отделка изделия завершается вырезанием контура. Он может быть как ровным, так и ажурным.

Гильоширование по коже

Одной из разновидностей этого ремесла является обработка кожи. В отличие от создания воротничков и штор, выжигание по коже наносит на нее рисунок, а не делает отверстия.

Этот вариант техники требует определенной практики, поэтому желательно набить руку на ненужных обрезках, чтобы не испортить готовое изделие.

Как выжигать по коже

Процесс выполняется аналогичным образом, что и гильоширование по ткани (выжигание ажурного бандо, к примеру).

Данный элемент декора штор тоже можно сделать из кожи. При этом нужно подобрать такой цвет материала, чтобы бандо вписывалось в дизайнерскую задумку. Учтите, что этот элемент ламбрекена должен быть ажурным, поэтому кожу придется прожигать насквозь. Создавать такие предметы сможет только опытная мастерица. Начинающим лучше попрактиковаться с тканями или выполнять гильоширование по коже, как описано выше.

Первоначально выбирается предмет, на который будет наноситься рисунок, и подходящее изображение для создания трафарета. Для первого опыта подойдет старое изделие, которое не жалко испортить. Контрастный рисунок желательно выжигать на светлой коже. На ней лучше всего будут смотреться растительные элементы. К геометрическим фигурам лучше не прибегать. Выбранный рисунок переносится на бумагу или кальку.

Изображение по трафарету переносится на кожу аккуратными тонкими штрихами. Для этого можно использовать толстую иглу или булавку. Рисунок выжигается прибором уже по нанесенным на основу линиям без отрыва руки.

Ссылка на основную публикацию
Паяльник
Выжигатель с регулятором температуры
Выжигатель для ткани
Выжигатель со сменными насадками