Малахитовая шкатулка своими руками: мастерство воссоздания каменного узора

Малахитовая шкатулка своими руками: мастерство воссоздания каменного узора

Своими руками – Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками – сайт домашнего мастера

Работа с камнем своими руками – как самому сделать мозаичную каменную шкатулку

ОТЛИЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И РУКОДЕЛИЯ И ВСЕ ДЛЯ САДА, ДОМА И ДАЧИ БУКВАЛЬНО ДАРОМ + ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Шкатулка из камня своими руками – как работать с камнем и сделать из него мраморную или малахитовую шкатулку для драгоценностей

Работа с камнем своими руками дело тонкое, но очень интересное. Из декоративного камня можно изготовить своими руками массу интересных и очень красивых вещиц, которые сгодятся как дома, так и очень хорошо подойдут для подарка кому-либо. В данном случае если нет желания делать шкатулку то нарезанные пластинки из камня всегда можно использовать для украшения всего чего только может прийти в голову.

Сегодняшний рассказ мы посвятим изготовлению мозаики из камня. Как известно, существует три вида мозаики: римская, флорентийская и русская.

В римской предпочтительно применять одноцветные минералы. Узор образуется сочетанием разных камней.

ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>

Во флорентийской используются узорчатые камни. Художник подбирает их так, чтобы отдельные кусочки образовывали сюжетные части изображения. Например, волнистый узор камешка превращает его в перья птицы, концентрический — в глаз и т.д.

Русская мозаика сюжета, как правило, не имеет. Ее смысл — показать красоту самоцвета как такового, раскрыть «душу» камня. Поэтому используются раскладки из напиленных пластинок узорчатого камня, например малахита, чем так славились уральские мастера, воспетые Бажовым. На фото (1) — малахитовая чаша 18-го века, изготовленная на Урале для Петра Первого. Ее диаметр — около метра. Хранится чаша в Московском минералогическом музее им А. Е. Ферсмана

Изготовление шкатулки из камня своими руками

Мы решили познакомить вас с камнерезным искусством на примере изготовления простейшей шкатулки.

Подготовка к работе.

Сначала мастер составляет эскиз, чтобы «образмерить» придуманную им самим или заказанную ему вещь. Сюда входит раскладка каменной основы и предполагаемый узор камня. Затем по эскизу с некоторым запасом напиливают пластинки мрамора, а отдельно — того поделочного камня, в данном случае малахита, который пойдет на отделку вещи.

Распиловка камня своими руками.

Для нее применяется дисковая алмазная пила, точнее, камнераспиловочный станок с водяным охлаждением материала и маятниковым механизмом подачи камня. Камнерезные пилы очень тонкие, и при малейшем перекосе камень их повреждает, придавая форму тарелки.

Для более ценных камней, например малахита (фото 2), применяются так называемые растянутые пилы. Они имеют центральное отверстие, окантованное алмазным слоем, и закреплены за внешний край в специальном пустотелом шпинделе большого диаметра Поскольку диск такой пилы работает на растяжение, он имеет очень малую толщину (десятые доли миллиметра), что уменьшает потери сырья.

На другом распиловочном станке со столиком мастер распиливает в размер (по разметке, а при изготовлении более сложных поделок — по параллельному упору) мрамор на пластинки (фото 3). Дальше на планшайбе с «грубым» алмазным покрытием он делает на краях пластинок фаски под нужным для сборки пластин в цилиндр углом (4). Угол этого соединения зависит от количества частей стенки будущей шкатулки.

Если речь идет о круглой шкатулке, то в центре будущего донышка просверливают отверстие, вокруг которого проводят окружность. Затем с помощью цилиндрического предмета, выровненного по этой окружности, напиленные пластины склеивают в кольцо прямо на основании (фото 5). Точность подгонки может быть не очень велика, так как прочность применяемого эпоксидного компаунда выше, чем у мрамора, а все дефекты будут скрыты под тщательно подогнанным слоем малахитовой мозаики. Крышку приклеивают сразу, так как только обточкой цельной заготовки реально получить идеальное совпадение диаметров самой шкатулки и крышки.

Собранную многогранную основу шкатулки приклеивают к планшайбе кругло-шлифовального станка (фото 6), в данном случае изготовленного на базе школьного токарного по дереву.

ПРИМЕЧАНИЕ: это не токарный, а именно круглошлифовальный станок, общий вид которого показан на фото (фото 7). Различия между ними в том, что в токарном быстро вращается заготовка, а подается резец. В круглошлифовальном заготовка вращается медленно, а рабочим инструментом служит высокооборотистый алмазный круг с водяным охлаждением, который вместе со своим мотором медленно перемещается вдоль обрабатываемой детали.

Мастер раскладывает кусочки малахита по столу, подбирая такое их взаимное расположение, при котором изделие будет красиво выглядеть (фото 8). Найдя его, он размечает, как нужно разрезать малахит для поделки (фото 9). Для резки подойдет тот же станок со столиком и подачей воды (фото 10).

Грани напиленных пластинок шлифуются по углам (фото 11), чтобы после складывания в мозаику полоски совпали с большой точностью. В данном случае мозаика предельно простая, она состоит из вертикальных полос (фото 12), которые нужно будет приклеить. В общем, задача мастера — сделать так, чтобы не сразу можно было увидеть, где одна полоса переходит в другую.

Для наклейки применяют тот же двух-компонентный клей, причем разводить его приходится понемногу, наклеивая зараз два-три кусочка малахита (фото 13). Когда все сделано, шкатулку переставляют обратно на круглошлифовальный станок и шлифуют до гладкого цилиндра сначала алмазным диском, а затем уже на планшайбах.

Материал планшайбы должен задерживать в себе зерна абразива (этот процесс называется шаржированием) и вместе с тем обладать желаемой твердостью. Слишком твердый может случайно сформировать площадки, которые неуместны на круглом предмете, а слишком мягкий не удобен. При работе с камнем своими руками на полировальнике применяются свободные абразивы — в отличие от спеченных в круг или наклеенных на шлифленту это просто порошки.

В камнеобработке используются разные материалы: карбид кремния, оксид алюминия, оксид церия, алмаз. Первый — самый дешевый, но пригоден только для шлифовки относительно мягких камней. Оксиды церия и алюминия намного тверже, к тому же они дешевле алмаза. Но при обработке некоторых горных пород с неравномерной твердостью может возникать эффект «лимонной корки»: более мягкая составляющая камня вышлифовывается быстрее, и на нем возникает хаотичная сеточка углублений, похожая на лимонную корку. Для ее предупреждения используют более жесткий полировальник в сочетании с алмазным порошком, который настолько тверже всех составляющих поделочного камня, что одинаково обрабатывает все его слои, создавая совершенно ровную поверхность.

Этот процесс пришлось фотографировать на примере плоского образца агата (фото 14). Впрочем, для невооруженного глаза шлифовальная планшайба и полировальник на металлической основе выглядят одинаково, и различить их можно только по маркировке.

Шлифовка камня.

Шлифовка камня своими руками — очень грязный и вместе с тем чистый процесс – после каждого абразива нужно мыть станок, поделку, руки и даже вычищать шлам из-под ногтей, так как всего одна частичка более грубого абразива способна испортить многочасовой труд.

Меняя абразивы и планшайбы на все более мелкие (шлифовка начинается с 120-го и заканчивается 2000-м абразивом), мастер через много часов получает полностью отшлифованную вещь.

Как отполировать камень.

Существует множество свободных абразивов для полировки камня — окись хрома, алмазный микронорошок, окись церия. Для малахита, который сам по себе зеленый и к тому же имеет твердость по шкале Мооса всего 4-5 единиц, вполне подходит окись хрома на войлочном полировальнике. Но имейте в виду, что применение окиси хрома для светлых или пористых камней ограничено его сильной «красящей» способностью.

На вертикальном шпинделе полировочного станка закрепляют планшайбу (полировальник). На ней фиксируют войлок и наносят на него полировальный порошок. Работа ведется при подаче воды (чтобы не перегреть поделку) и сопровождается большим количеством брызг.

Финальный этап изготовления шкатулки своими руками.

Как вы заметили, шкатулку изготавливают как целый пустотелый цилиндр. После шлифовки и полировки ее очень бережно распиливают на коробку и крышку (фото 15). Такой прием позволяет добиться абсолютного совпадения и диаметра, и узора частей шкатулки.

Затем на внутреннюю сторону крышки приклеивают упоры из мрамора (чтобы крышка стояла ровно и не сползала) либо делают в ней прорези для вклейки петель.

Возможен также вариант сборки на металлических кольцевых втулках (фото 16). Тогда их нужно приобрести отдельно и учитывать, что диаметр будущей шкатулки будет зависеть от их размера.

Читать еще:  Французский реглан спицами: основные особенности вязки

Это очень короткий рассказ о камнерезном деле — нереально в одной статье охватить все стороны этого увлекательного и сложного ремесла, посему тему обязательно постараемся продолжить.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ГАЛЕРЕЯ МАСТЕРОВ (282)
  • _Роспись (101)
  • _Декупаж (35)
  • _Шаблоны для Р. (87)
  • _Картинки для Декупажа (78)
  • БИБЛИОТЕКА (235)
  • _Декоративная роспись. (85)
  • _Восточное искусство (25)
  • _Декупаж (9)
  • _Художественная школа (89)
  • _Орнамент. Узоры. (45)
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА (518)
  • _Масляная жив-сь (56)
  • _Уроки Рисования (215)
  • _Акварель +УР (145)
  • _Восточная жив-сь +УР (43)
  • _Орнамент. Узоры. + УР (90)
  • _Цветоведение (16)
  • РОСПИСЬ. М-К (336)
  • _Ткань. Трикотаж (91)
  • _Стекло. Керамика (63)
  • _Дерево. Мебель (64)
  • _Камень. Стены (38)
  • _Разное (107)
  • ДЕКУПАЖ. М-К (270)
  • _Перенос Изображения (20)
  • _Интересные Текстуры (82)
  • _Структурная паста (47)
  • _Тех-ка Старения (43)
  • _Золочение (48)
  • _Разное (126)
  • НА РАДОСТЬ ДЕТЯМ (123)
  • _Галерея. Разное. (22)
  • _Уроки. МК. (64)
  • _Книги (38)
  • ИНСТРУМЕНТЫ И ДР. (95)
  • _Кисти (29)
  • _Для рисования (9)
  • _Трафарет. Штамп. Принт. (39)
  • _Разное (21)
  • МАТЕРИАЛЫ (131)
  • _Для Рисования (37)
  • _Для Росписи (30)
  • _Для Росписи по ткани (28)
  • _Декупаж (58)
  • MIX (139)
  • _Объявления. Помощь. ЛиРу. (46)
  • _Интересное. Полезное. (45)
  • _Мотиватор. Позитив. (45)
  • _Рhotoshop и др. прогр-мы (7)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Имитация малахита. 4 Мастер-Класса.

Четверг, 24 Октября 2013 г. 11:11 + в цитатник

Имитация малахита.

Разнообразные полудрагоценные камни служат хорошим образцом для декорирования. Один из таких камней — малахит. Уже в далеком прошлом мастера поняли, что с настоящим материалом работать слишком дорого. Поэтому они прибегали к имитации. Чтобы результат выглядел реалистично, приходится работать с небольшими поверхностями. Если же нужно оформить большие площади, то целесообразно разделить их на отдельные фрагменты. Области применения этого вида декора очень широки: от высоких колонн до маленьких предметов, например столешниц.

Урок № 1.

1 Подготовим прозрачную лессировку из 1 части льняного масла и 2 частей бальзама терпентина с несколькими каплями сиккатива. Нанесем краску по всем направлениям на загрунтованную голубоватой светло-зеленой алкидной смоляной краской шелковистого блеска поверхность. Работаем маленькой плоской кистью.

2 Тщательно растушуем краску флейцем, сохраняя при этом прозрачность лазури.

3 Нанесем светло-зеленую краску на большую часть поверхности, оставляя при этом незакрашенными отдельные участки. В дальнейшем покроем их ультрамариново-синей краской и природной умброй. Возникнут бесформенные пятна с маленькими светлыми пробелами.

4 Нарежем гофрированный картон полосами различной ширины и размажем ими краски, нанесенные на поверхность, смешивая их. Рука, направляющая картон, должна слегка подрагивать, чтобы рисунок приобрел извилистую форму. Дадим работе хорошо просохнуть.

5 Смешаем прозрачные краски из светлой зелени с небольшим количеством черной краски и нанесем эту смесь на всю высохшую поверхность.

6 Равномерно растушуем лиссеровку широким флейцем, что бы она хорошо сочеталась с грунтом, создавая впечатление рельефа.

7 Сотрем шерстяной тряпкой краску на некоторых участках, чтобы на них проступил основной фон, создавая рисунок малахита.

8 Осторожными движениями щетки с мягким ворсом удаляем следы от тряпки, слегка «проявляя» основной фон.

Готовая работа. Изготовление имитаций, наиболее реалистично отображающих малахит,

облегчается, если заранее внимательно изучить структуру и формы этого минерала.

Урок № 2.

Малахит. Из книги «Декоративные поверхности. Энциклопедия»

Автор: Керри Скиннер

Малахит – полудрагоценный ярко-зеленый минерал с уникальным орнаментальным узором на срезе. Сложный орнамент незамкнутых кругов и ломаных полос светлого и темно-зеленого цвета можно воспроизвести, вычерчивая по слою глазури кусочком картона, создавая очертания полукругов. Рваные края картона повторяют беспорядочный рисунок природного минерала.

Материалы и инструменты

Бирюзовая полуматовая масляная краска для базового покрытия;

Художественные масляные краски: изумрудно-зеленая, умбра;

Жидкая масляная глазурь ;

Уайт-спирит ; Емкости для красок; Картон;

Малярные кисти, торцовая кисть, филенчатая кисть с коротким ворсом, смягчающая кисть;

Полуматовый масляный лак;

1 Нанесите базовое покрытие. Смешайте изумрудно-зеленую и умбру для получения темно-изумрудного колера. Соедините краску с таким же количеством жидкой глазури, затем разведите эту лазурь и равной пропорции с уайт-спиритом.

2 Кистью нанесите ровный слой этой смеси на поверхность. Торцовой кистью обработайте слой глазури, чтобы покрытие выглядело гладким.

3 Вдвое сложенный небольшой кусочек картона разорвите вдоль сгиба. Оборванным краем вычертите по глазури неправильные полукруги так, чтобы один угол картона оставался около центра полукруга. Вы можете потренироваться, прежде чем приступить к работе. Периодически по мере загрязнения меняйте картон.

4 Продолжайте рисовать очертания кусочком картона, слегка перекрывая предыдущие формы. Используйте картонки разных размеров, чтобы разнообразить окружности. В некоторых промежутках между прорисованными фигурами нарисуйте кистью отметины, напоминающие узор природного кристалла.

5 Обмакните тонкую кисточку в глазурь и торцом ворса обведите некоторые фигуры темными кромками. Подправьте рисунок, добавляя глазурь, и снова прорисуйте кусочком картона. Кончиком кисти обведите каждую фигуру.

6 Аккуратно растушуйте рисунок смягчающей кистью, многократно повторяя движения кисти в разных направлениях, пока вы не получите гладкую поверхность. Дайте высохнуть. Нанесите на поверхность слой полуматового лака.

Урок № 3.

Имитация малахита. Шкатулка.

Автор: Марья Искусница

Конечно, лучше такое делать с деревянной заготовкой, но так как её не было у меня под рукой в тот момент, то я сделала на обычной картонной коробочке.

Итак, нам понадобятся:

Картонная коробка (либо деревянная заготовка шкатулки)

Белая акриловая краска

Зелёная акриловая краска

Салфетка с рисунком, либо напечатанная фотография.

Небольшой кусок х/б ткани

Заготовку покрываем акриловой краской. Можно с помощью валика,

можно с помощь губки или кисточки. Кому как удобней.

Далее берём зелёную краску, которая больше всего по цвету подходит к малахиту,

немного разводим её водой, но не сильно, и красим одну сторону нашей коробочки.

Затем, берём небольшой кусок ткани, смачиваем его в воде, хорошо выжимаем сжав в кулаке, чтобы тряпочка получилась скомканной и со складочками. Кладём на покрашенную поверхность (пока краска не высохла) и прокатываем по ней тряпочкой.

Такое проделываем со всей коробкой. Вот, что у нас получилось.

Внутри коробку покрасила в нежно-салатовый цвет. Через трафарет сделала узор.

Берём напечатанную фотографию:

С распечатками работала редко, поэтому, совсем истончить у меня почему-то не получилось

Делала так:

Покрываем её 3-4 слоями акрилового лака. Далее замачиваем в тёплой воде

на полчаса и аккуратно отделяем слой с рисунком от слоя с бумагой.

Приклеиваем рисунок к крышке, а вокруг делаем рамку из вот такой тесёмочки (верёвочки золотой)

Готово

Урок № 4.

Видео-МК “Малахитовый столик”

Автор: Марат Ка


Дополнительный материал:

Малахитовая Галерея.

Малахитовый фон.

Малахитовая шкатулка.

Творческого вдохновения!

Рубрики: РОСПИСЬ. М-К/_Разное
ДЕКУПАЖ. М-К/_Интересные Текстуры

Метки: имитация малахита малахит мастер класс видео урок малахитовый фон видео мастер-класс малахитовая шкатулка малахитовый столик

Процитировано 168 раз
Понравилось: 32 пользователям

Изделие “Малахитовая шкатулка”

Презентация предназначена для урока технологии, окружающего мира, литературного чтения. Знакомство детей не только с произведением П.П.Бажова, но и с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями) для создания имитации рисунка малахита. Дети по презентации смешивают пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета.

Просмотр содержимого документа
«Изделие “Малахитовая шкатулка” »

Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,

тел.: 26-05-48 e – mail : sch 6@ mgn . ru

Малахитовая шкатулка Технология 4 класс

Топчий Людмила Николаевна, учитель технологии.

  • Узнать что такое малахит.
  • Почему произведения П.П. Бажова называются сказами.
  • Существуют ли на самом деле места, описанные в сказах.

  • Собрать сведения о происхождении малахита из книг;
  • Из сказов П.П.Бажова выбрать названия мест, в которых происходят события.
  • Какие полезные ископаемые человек использует для изготовления предметов искусства?
  • Что такое имитация ?
  • В каком веке стал известен малахит?
  • Что изобрели русские мастера?
  • На карте Урала найти населенные пункты.

Что понадобится на урок.

  • Картон;
  • Клей, ножницы, линейка, карандаш;
  • Пластилин (зеленого, черного, белого цвета);
  • Доска для пластилина, стеки;
  • Нитки.

Сведения об малахите и его происхождении.

  • Малахит

  • В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый , к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
  • Малахит – этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.

  • В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ – это маленькая драгоценная вещь. В ней столько добра и любви к людям. Как интересно он описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы…

Павел Петрович Бажов

Самоцветы народной мудрости щедро рассыпаны в сказах Бажова. И удача первооткрывателя ждёт того, кто задумается над тайной их не тускнеющей красоты.

Сироткой рос мальчишечка … У мастера Прокопьича малахитому делу обучался И с самой Хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. Данила-мастер.

НОВЫЕ ИЗДАНИЯ СКАЗОВ БАЖОВА

Топнул оленёнок серебряным копытцем И оставил Дарьюшке на память самоцветных камушков целое корытце.

Отличие сказа от сказки

  • Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
  • Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
  • (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
  • Отличительные черты сказа:
  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Могуч и величествен горный Урал

  • Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни.

В Петербургском Эрмитаже есть прекрасный малахитовый зал, где находятся огромные вазы из малахита.

  • Начертим, вырежем, склеим коробочку из картона.
  • Изготовим плитки, имитирующие кусочки малахита, прикрепим их на коробочку.
  • Оценим результат работы.

Конспект урока по теме “Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова”

Разделы: Литература

Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка” и условий для усвоения понятия “сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.

Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;

Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

На доске: выставка рисунков по мотивам сказов П.П.Бажова.

Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

Начало урока – дается фрагмент из художественного фильма “Каменный цветок”

Беседа по вопросам:

  1. Ребята, вы смотрели этот кинофильм?
  2. Как он называется?
  3. По мотивам какого произведения он поставлен?
  4. Кто является автором сказа “Каменный цветок”?

На экране появляются портрет и фотографии П.Бажова (комментарий учителя): насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

(Идет панорама уральских гор)

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.

Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижниками Петра I Акинфием и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавильных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: “Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом” или “уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая…взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье”; пересекаешь “ изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл”, или огибаешь “золотисто-зеленые заросли” у синего озера. “Лежит озеро в полном одиночестве…ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…” Тишина сказочная, таинственная.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:

Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера

П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, – но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, – вспоминает его дочь Ариадна.

Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, – писал Бажов.

В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.

Вопрос: Почему такое название?

В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.

Малахит – этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.

(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней)

Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ “Медной горы Хозяйка”.

1. Как вы думаете, почему не “Хозяйка медной горы”?
2. Какое слово здесь главное и почему?

Словарная работа “Устами школьника” (объяснение и толкование непонятных слов, все это выводится на монитор компьютера)

Было жарко – страсть. Парун чистый – жаркий день после дождя
Лазоревку добывали – лазурит, камень светло-синего цвета
Королек с витком попадался – частица, слиток чистого металла
Изробленный – измученный, заболевший от непосильной работы
Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть
Забедно стало – обидно
Известно, какое время было, – крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков
Каелка, кайло – инструмент, которым руду откалывали
Желтяки да серяки с крапинками – непригодные камни с примесью песка
Вода долить стала – одолевать, затапливать

Текст сказа звучит в исполнении учителя, при этом передается неспешность, атмосфера тайны, легкая ироничность и глубокая мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов.

По мере чтения на мониторе компьютера появляются иллюстрации к сказу.

Вопросы:

  1. Понравился ли вам сказ?
  2. Что удивило вас?
  3. Что показалось необычным?
  4. Какие герои вызвали сочувствие?
  5. Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?

Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

  1. Волшебные герои – добрые или злые.
  2. Нет рассказчика.
  3. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
  4. Не имеют реальной основы.

1) После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?
2) Чем отличается сказ от сказки?

Д/з: подготовить пересказ любимого эпизода

Мастер-класс по декупажу на дереве: Малахитовая шкатулка

Решила попробовать сделать имитацию малахита на шкатулке. Результат понравился, может и не малахит получился, но симпатично.

Для работы потребуется:

  • деревянная заготовка (шкатулка),
  • отвертка,
  • напильники,
  • грунтовка,
  • наждачная бумага,
  • лак,
  • плёнка Freedecor для тёмных поверхностей,
  • малярный скотч,
  • акриловые краски,
  • двухшаговая кракелюрная пара Maimeri,
  • масляная краска или паста-антик,
  • трафарет,
  • краска-спрей,
  • стекловидный лак.

Нашла вот такую старую шкатулку, которая уже поднадоела и идеально подходила под мою задумку.

Снимаем уголки (это на удивление быстро и просто, уголки прибиты малюююсенькими гвоздичками).

Вот такая не маленькая горка железок получилась.

Шкатулка готова к декорированию.

Ошкуриваем старый лак и краску. Я для этого воспользовалась напильниками своего мужа – удивительно удобная штука.

Процесс подготовки завершен.

Поверхность грунтуем. Мой грунт оказался слишком густым, я разбавила его водой.

Для того, чтобы малахитовая вставка казалась реальной и объемной, делаем пропил, отделяющий деревянный верх от “малахитового” низа. Я пропиливала металлическим полотном, а потом расширяла желобок напильником.

Вот такой пропил получился.

Грунтуем еще раз.

После высыхания все поверхности тщательно зашкуриваем, скругляем края, шлифуем стенки.

Переводная декупажная карта Freedecor. Простая в использовании, тонкая, яркая, идеально ложиться, а поверхность гладкая, готовая к финишной лакировке.

Нужный фрагмент на минутку опускаем в теплую воду, она активирует клеевой слой между картинкой и основой.

Убираем лишнюю воду. Когда клеевой слой активируется, картинка легко снимется с основы, просто сдвиньте ее пальцами и перенесите на загрунтованную основу. Использовать дополнительный клей не нужно. Выгоните все пузырьки небольшим шпателем или губкой.

Покройте поверхность любым лаком.

Малярным скотчем отделяем верх шкатулки от низа, который будем превращать малахит. Для начала делаем фон нежно-бирюзового цвета, сушим.

На палитре готовим зеленую краску трех разных оттенков. Для того, чтобы спокойно “играться” с краской, размешивать ее, делать разводы и переходы и не бояться, что она преждевременно засохнет, добавим в каждую замедлитель для акрила.

Ошибка! Пожалейте замедлитель! Я добавила слишком много замедлителя, поверхность в итоге сохла более суток. Пользовалась замедлителем впервые, пропорцию делала на глаз, где-то 1:1.

Наносим кистью в хаотичном порядке краску разного цвета на грани шкатулки.

Ошибка! Пожалейте краску! Я положила слишком много краски, в итоге рисунок получился слишком объемным и его пришлось истончать наждачным блоком.

Кусочком гофрокартона делаем живописные полоски.

Ошибка! Больше фантазии! Мои полоски слишком ровные, у малахита так не бывает, посмотрите в интернете фото этого камня, его полоски волнистые, круглые, витиеватые.

Пока низ шкатулки сохнет, свободные от наклеенного мотива грани крышки покрываем черно-коричневой краской.

Высохшие полоски, еще совсем не похожие на камень.

Разводим темно-зеленую краску и лессируем поверхность, сравнивая цвет. Я разводила краску прозрачным медиумом.

Подрисовываем крайние цветочки и листочки, чтобы объединить картинку с фоном. Вам кажется, что нет разницы? А вот и есть, специально выделила кружочками подрисовку, ее и не должно быть слишком видно.

Крышку покрываем минимум 3 слоями лака.

Снимаем малярный скотч и тонируем черно-коричневой краской оставшееся без цвета дерево. “Дерево” покрываем первым шагом двухшаговой кракелюрной пары Maimeri.

Когда первый слой подсохнет до состояния “отлипа” – чуть липнет, но следа не оставляет – наносим второй шаг.

По мере высыхания появляются трещинки, без затирки слабо заметные, но все же их уже можно хорошо разглядеть. Процесс можно ускорить феном.

Затираем трещинки масляной краской или, как в моем случае, пастой-антик. Идеально втирается и результат радует.

Вот, что получилось.

После высыхания я смыла верхний слой, как рекомендуют многие декупажницы. Но некоторые его не смывают. После смывки будьте аккуратны, нижний слой все еще сохраняет липкость! Высушите и сразу покройте защитным слоем лака.

Займемся низом. Полоски получились очень уж ровными и “высокими”, я решила отойти от технологии и снять часть краски наждачным блоком. Стало гораздо лучше!

Снимаем еще, лессируем. Скотчем фиксируем крышку на основании.

Шкурим и лакируем 2-3слоя, шкурим и лакируем.

Процесс бесконечный. Шкурим и лакируем. У меня ушло два дня на это. Последние два слоя я сделала стекловидным лаком для пущего блеска. Им можно делать и все слои, но так экономнее, он один из самых дорогих спец. лаков для декупажа

Ошибка! Будьте терпеливы! Важно дожидаться полного высыхания лака, иначе при ошкуривании он будет крошиться и отслаиваться резиновой пленкой. Для исправления придется подождать полного высыхания и опять шкурить и лакировать.

Читать еще:  Мозаика из фотографий своими руками: оригинальная идея для подарка
Ссылка на основную публикацию