Кукольный театр своими руками: маленькое представление для юного зрителя

Кукольный театр своими руками: маленькое представление для юного зрителя

Мастер-класс для родителей и детей «настольный театр своими руками»

Анастасия Машнова
Мастер-класс для родителей и детей «настольный театр своими руками»

Цель: Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

1. Познакомить родителей с настольным театром.

2. Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.

3. Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра.

4. Повысить уровень теоретической и методической подготовки родителей.

5. Мотивировать осознанную деятельность всех родителей, принимающих участие в мастер-классе.

6. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми: игре настольным театром в детском саду и дома.

7. Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра.

8. Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения.

9. Развивать способность к рефлексии.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1. Понимание участниками мастер-класса сути работы педагога-мастера.

2. Практическое освоение участниками навыков изготовления игрушек для кукольного театра.

3. Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности.

Оборудование: компьютер,проектор, экран,циркуль, цветная бумага, шаблоны (персонажи) сказки, цветной картон, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, клеёнка, конверт с деталями персонажа, разные виды театра.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем мастер-классе. Тема нашей встречи сегодня «Изготовление кукол для настольного театра своими руками». 1 слайд

2 слайд. В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а способности чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, общество, ограждая ребёнка от неприятностей и «дурного влияния».При этом невозможно полноценное психическое и эмоциональное развитие личности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображениюявляется – театрализованная деятельность.

3 слайд. По мнению исследователей (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

4 слайд. Что такое театр? Как утверждал К. С. Станиславский это средство для общения людей, это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, формировать творческую активность.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой. И у каждого ребёнка есть своя роль, которую он хочет сыграть. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире. Задача взрослых – помочь ребёнку правильно жить, играть свою роль.

Театр – это один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий им решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии:

-воспитание детей (нравственное);

-развитие коммуникативных качеств личности;

-воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи;

-создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.

Опрос родителей «Какие виды театра вам известны.

Цель: выявить представления родителей о видах театра.

• Какие виды театров вам известны?

• Какие виды кукольного театра вы знаете?

• Как вы считаете, можно ли изготовить театральные куклы в домашних условиях?

Виды театров в детском саду

5 слайд. Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле и под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи и другие. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг них они водили хороводы, покланялись. Постепенно такие зрелища всё стали походить на театральные представления.

6 слайд. Позже с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, ангелах и т. д. а в России в 17 в. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Это любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это был удалой смельчак и задира, сохранявший всегда чувство юмора и оптимизма.

7 слайд. Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для дошкольного возраста. Например, педагоги Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова рассматривают:

1. Настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки (готовая и самодельная);

2. Стендовый (на фланелеграфе, теневой, магнитный, стенд-книжка);

3. Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

4. Напольные куклы (марионетки, конусный театр).

5. Театр живой куклы (театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

6. Верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

14 слайд. Театр в детском саду «растет» вместе с детьми. Знакомство с миром прекрасного начинается с первой младшей группы. Дети выступают в качестве зрителей, которым, впрочем, в конце представления разрешают познакомиться с персонажами, поиграть с ними, сложить их в коробку.

15 слайд. Во второй младшей группе дети становятся активными участниками сюжетов. Пальчиковый театр или кукольный театр – то, что будет понятно дошкольникам в этом возрасте. Сценарии, как правило, заимствуются из русских народных сказок, а дети-актеры учатся имитировать характерные движения сказочных лис, зайчиков, волков.

В средней группе театр в детском саду выходит на новый уровень. Детям предлагается повторить мимику и интонацию героев. Дети задействованы в качестве актеров и организуются представления для родителей. Надо сказать, что для неуверенных в себе детей театр в детском саду очень полезен. Они получают возможность выразить себя раскрыться, но при этом как бы «оставаясь в тени», за ширмой.

В старшей группе дети учатся играть с помощью более сложных кукол: марионеток, напольных, настольных, при этом их исполнительские умения совершенствуются.

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью. Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные своими руками.

Игрушки для театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и т. д.

Организация уголка театрализованной деятельности

17 слайд. В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В уголке располагаются: различные виды театров (теневой, бибабо, пальчиковый, настольный, реквизиты для разыгрывания сценок (набор кукол, ширмы, маски) и т. д.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с этим миром, получать удовлетворение от занятий, разнообразить деятельность и успешно выполнять все задания.

Детям младшего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» дети «тянут репку, зовут последующих героев, произносят отдельные фразы сказки».

В процессе таких игр, действуя вместе с взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуя свою речь, в которой главными являются эмоциональная окраска и интонация.

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу праздников, кружков, развлечений. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный и волшебный мир – театр.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности

18 слайд. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования.

Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности.

Театрализованные игры основаны на разыгрывании сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой и любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием к слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Технология изготовления конусного театра

Сегодня мы познакомимся с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе бумажные конусы.

Необходимые материалы и инструменты:

4. Трафареты лиц героев театра.

6. Карандаш простой.

С помощью циркуля вырезаем круг, сгибаем его пополам, разрезаем по сгибу – в результате получается два полукруга. Каждый полукруг сворачиваем в конус и склеиваем.

Туловище куклы готово. На столе у вас заранее заготовленные шаблоны (персонажи сказки). Раскрашиваем, вырезаем и наклеиваем на верхнюю часть конуса. Куклы готовы.

Подведение итогов работы.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю вам подумать. У вас на столе есть коробочка с изображением предметов: чемодан, мясорубка, мусорное ведро. Те, кто считает, что всю информацию возьмёт с собой, поднимите фишку «чемодан», те, кто переработает и возьмёт с собой – «мясорубку», а те, кто считает информацию ненужной – «мусорное ведро».

А сейчас я предлагаю вам представить, что на одной ладони у вас лежит улыбка, а на другой ладони – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в наши аплодисменты.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. В современном детском саду, существует множество кукол для театрализованной деятельности.

Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

1. Баранова Е. В, Савельева А. М. От навыков к творчеству. Издательство: Мозаика – Синтез, 2009 г.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Издательство: Мозаика – Синтез, 2008 г.

3. Додокина Н. Д., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду. Издательство: Мозаика – Синтез, 2008 г.

4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. Издательство: ТЦ Сфера, 2009 г.

Читать еще:  Сутажные украшения для начинающих: мастер-класс по созданию необычного аксессуара

5. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Издательство: Мозаика – Синтез, 2008 г.

Поделки на тему театр своими руками – сборник интересных мастер-классов, фото идеи и советы

Поиграйте с детьми в театр. Он может быть разным: кукольным, песочным, театром теней или действием, когда родители и дети играют различных персонажей. Театр можно сделать своими руками и это будет увлекательный процесс для мамы, ребенка и других членов семьи. Идей по изготовлению поделок на тему театра может быть очень много.

Вырезать в дне коробки отверстие, закрепить на боковые стенки тесемку. Такой театр можно повесить на шею, тогда будет очень удобно показывать сценки из фигурок, закрепленных на деревянных шпажках.

Персонажи просто вырезаются из бумаги, а сам процесс изготовления это уже действие импровизированного театра. Ребенок может попробовать себя в роли костюмера и художника, выбирая персонажи и декорации или режиссера изменив сюжет по своему желанию.

Сделайте маленьких персонажей, которые будут одеваться на пальцы. Для ребенка это очень веселое занятие.

Театр теней. Как просто и быстро сделать

Шаг 1. Готовим сцену

Берем коробку средних размеров. Желательно шириной 10-15 см, но подойдет и коробка другой ширины. Понадобится линейка, карандаш, степлер, ножницы. Разъединяем коробку с одной длинной стороны. Должен получиться большой прямоугольник, у которого одна плоскость ровная без сгибов. НА этой стороне отмеряем от края по 5 см. Чертим рамку экрана и вырезаем ее. Скрепляем степлером по углам так, чтобы получилась Г- образная конструкция с вертикальным будущим экраном. Отрезаем лишнее.

Отмеряем бумагу, которая закроет экран с припуском на приклеивание. Верх экрана можно закрепить степлером. Остальные стороны на бумажный клей.

Шаг 2. Создаем персонажей

Понадобится карандаш, картон, ножницы, степлер, соломинки для напитков. Рисуем персонажи и вырезаем их. Кроме героев действия можно сделать солнце и облака, птиц и деревья, дома и замки. При помощи степлера крепим фигурки к соломинке.

Шаг 3. Играем спектакль

Разучиваем сказку, устанавливаем позади экрана настольную лампу, и играем сказку. Не забудьте про звуковые эффекты.

Кукольный театр своими руками

Для создания театра понадобится коробка с бортиками высотой до 10 см. Подойдет коробка от печенья. Обклеиваем коробку цветной бумагой с помощью двухстороннего скотча.

Приступим к созданию занавеса. Ширина занавеса может быть от 3 до 5 см, длинна по размеру коробки. На листе красной бархатной бумаги отмеряем ширину занавеса 2 раза и отрезаем полоску. Затем складываем пополам, рисуем контур портьер и вырезаем. Готовую деталь разрезаем по центральному сгибу. Складки, имитирующие драпировку занавеса, рисуем фломастером. Приклеиваем занавес по краям коробки.

Затем делаем ламбрекен. Отмеряем 2 см по ширине, рисуем контур и вырезаем. Длину ламбрекена меряем по коробке. Вырезаем, рисуем драпировки, приклеиваем поверх занавеса.

С помощью канцелярского ножа с боковой стороны коробки делаем прорезь шириной до 1 см, через него будут меняться декорации.

Фоны для декораций можно распечатать или нарисовать от руки. Размер картинок нужно подобрать под внутренний размер коробки. Если фоны сложены по ходу сказки или пьесы, их смена создаст впечатление настоящего театрального действия.

Для изготовления персонажей понадобятся трубочки для сока, двухсторонний скотч и распечатанные изображения героев. Вырезанные фигурки закрепляем на трубочках. Все готово! Можно начинать представление.

Куклы на руку для домашнего театра

Кукла из фетра

  • Эскиз игрушки марионетки.
  • Два листа фетра размером А4.
  • Мелкие кусочки цветного фетра.
  • Нитка и иголка.
  • Клеевой пистолет.
  • Лист тонкого картона.

Работу начинаем с создания выкройки. Для этого эскиз перерисовываем на лист картона и вырезаем. Получится основная выкройка фигурки и отдельные мелкие детали: глазки, мордочка, ладошки, животик, ушки. Количество деталей зависит от выбора эскиза кукольного героя.

Затем все детали переводим на фетр. Цветовое решение подбираем по своему вкусу или содержанию сказки. Заяц может быть белым, серым или розовым, а лиса желтой или оранжевой. Если вы делаете поделку вместе с ребенком, пусть он выберет, какого цвета будут герои вашего спектакля.

Вырезаем детали и делаем предварительную сборку игрушки, прикладывая все детали к тем местам, где они должны быть. Если результат устраивает, начинаем окончательную сборку. Сначала оформляем одну основную деталь из фетра. Пришиваем все детали, которые можно сшить. Шьем петельным швом. Мелкие детали приклеиваем клеевым пистолетом. Собираем все детали воедино в соответствии с эскизом.

Если игрушка с ушками – их прикрепляем в последнюю очередь. Для этого складываем две основные детали лицевыми сторонами внутрь. Ушки прикладываем таким образом, чтобы края детали совпали с краями других деталей, а кончики ушей смотрят внутрь. Прошиваем все детали по краю петельным швом, выворачиваем игрушку. Перчаточная кукла готова, а ушки будут забавно торчать на макушке.

Марионетка из носка

Оригинальные куклы получаются из обыкновенных детских носков.

Для изготовления понадобится носок, картон, небольшой моток толстых ниток или пряжи, кусочки ткани для рта, швейные нитки и пуговицы, клеевой пистолет.
Носок можно взять однотонный или с рисунком, в горошек или полоску – все это создаст образ будущей игрушки.

Из картона делаем заготовку для рта. Для этого картонный прямоугольник шириной 7 см, длиной 20 см складываем пополам. Закругляем углы по ширине. Из ткани для внутренней части рта вырезаем заготовку по этому шаблону.

Обрезаем мысок носка. По контору заготовки обрезаем края. Приклеиваем заготовку из картона внутрь носка с помощью клеевого пистолета. При этом края ткани загибаем на картон. Сверху приклеиваем внутренность из ткани.

Делаем прическу для марионетки. Берем нитки или пряжу и наматываем несколько раз вокруг кисти руки. Завязываем посередине и разрезаем кончики. Если пальцы расставить широко, получится прическа с длинными волосами. Пришиваем прическу к носку.

Делаем глазки. Берем два пуговицы, и пришиваем их к носку, накладывая одну на другую. Можно использовать готовые глазки или нарисованные и вырезанные из картона. Можно дополнить образ любыми деталями, сделать глаза из комочков ваты или добавить декоративных элементов.

Нетрадиционные виды театра

Кроме привычных материалов для кукольных театров можно использовать и альтернативные виды.

Это могут пластиковые и деревянные ложки. На них рисуют или крепят изображения персонажей. При рисовании по пластику следует использовать акриловую краску. Если приходится рисовать гуашью, ее смешивают с небольшим количеством клея ПВА.

Интересные варианты получаются из баночек от йогурта и пластиковых бутылок. Их обклеивают цветной бумагой, крепят изображения персонажей и добавляют фрагменты декораций. Получаются объемные мини сюжеты. Такие фигуры не требуют дополнительных декораций и развивают воображение детей.

Игра в театр полезное и интересное занятие. Она улучшает память, развивает ораторские способности. Ребенок учится пересказывать текст, выделять главное, не бояться публичных выступлений, а у родителей появляется возможность разглядеть таланты ребенка.

Кукольные театры для дошкольников своими руками

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка – любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIII в. в России появился Петрушка – перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник.

Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

-настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

Читать еще:  Козырек от солнца на коляску для защиты малыша

стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), приводятся в движение с помощью ваги – крестовина, к которой с помощью нитей крепится кукла;

театр кукол с “живой рукой”. Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

тростевые куклы (основа такой куклы– гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является “позвоночником” куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

куклы системы “люди–куклы”. Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников: картонажный; магнитный; настольный; пяти пальцев; масок; ручных теней; “живых теней”; пальчиковый теневой; книжка-театр; театр кукол для одного исполнителя.

Для организации театрализованной деятельности педагоги нашего дошкольного учреждения используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. Далее мы предлагаем вам театры изготовленные руками педагогов и детей.

Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Куклы из носков

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Для того что бы что бы поддерживать интерес к театрализованной деятельности мы используем разные виды кукольного театра. Например:

Вязаный пальчиковый театр “Колобок”

Театр ложек “Три медведя”

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. А так же изготовленные педагогами: театр на дисках, театр на прищепках.

Театр на дисках “Колобок на новый лад”

Театр на прищепках “Под грибом”

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

Театр из помпонов “Заюшкина избушка”

Театр из губок “Репка”

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

Изготовление масок к сказке “Лиса и Петух”

Изготовление барельефного театра “Колобок”

Занимаясь с детьми-дошкольниками театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

1.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.

2.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 1999.

3.Тарасенко С. Забавные поделки крючком и спицами. М.: Просвещение, 1992.

Делаем кукольный театр своими руками

Пальчиковый кукольный театр своими руками

Хотите развить мелкую моторику малыша, речь, мышление и просто иметь возможность поднимать всей семье настроение, тогда превратите комнату в храм искусства. Для этого вам нужно знать, как сделать пальчиковый кукольный театр своими руками.

Для такого вам потребуется:

  • фетр;
  • нитки;
  • ножницы.

Как вы видите, персонажи сказки «Репка» выкраиваются очень просто. Каждый герой состоит из двух идентичных деталей. Но на одной стороне нужно вышить нитками черты лица. Можно их сделать и вырезав из темного фетра, а затем приклеить или пришить.

Сложите 2 заготовки персонажа изнаночными сторонами, прошейте по краю на машинке или ниткой с иголкой на руках.

А вот какими могут быть герои сказки «Курочка ряба».

Бороду и челку деда, волосы бабушки выкроите из серого фетра. Он же поможет создать мышку с длинным хвостом. Вот такие куклы для кукольного театра можно сшить. Если их будет надевать малыш, выкроите таким образом, чтобы они были по размеру его пальчиков. Если спектакль будут показывать для детей взрослые, тогда куклы из ткани должны быть чуть большего размера.

Ознакомьтесь еще с одной интересной идеей. Таким может быть домашний кукольный театр для постановки сказки «Репка». В детском саду лучше иметь более крупных персонажей, чтобы всей группе было видно их издалека. Но можно сделать и такой, взяв:

    пасту для моделирования (лучше Jovi, которую не нужно обжигать, она твердеет на воздухе);

желтую и зеленую пасту Jovi Patcolor;

    Давайте сначала вылепим деда. Возьмите кусочек пасты размером 2х3 см, скатайте из него колбаску, сформируйте цилиндр. У вас должно получиться подобие матрешки с туловищем и головой, а внизу будет выемка для пальца.

Отдельно вылепите ручки, прикрепите их к туловищу. А вот черты лица, бороду, усы обозначьте при помощи стека.

По такому же принципу вылепите бабку, внучку и животных. Когда эти персонажи высохнут, раскрасьте их акриловыми красками.

  • Для репки скатайте шарик из желтой пасты, чуть вытяните его сверху, вставьте сюда ботву из зеленого пластика, зафиксируйте.
  • Вот такой у вас получится пальчиковый кукольный театр, своими руками ребенок сможет разыгрывать сказку «Репка» или придумать свой сюжет с некоторыми из данных персонажей.

    Настольный театр своими руками

    Если вы хотите иметь настольный театр с бумажными куклами, тогда укрупните следующее изображение. Распечатайте его на цветном принтере на плотной бумаге. Если нет такой возможности, приложите к экрану лист тонкой бумаги, переведите очертания на него. Затем поместите на картон, нанесите контуры, пусть ребенок разукрасит персонажей цветными карандашами или красками. Останется вырезать изображения, подклеить каждое сбоку и приклеить к голове макушку.

    А вот еще шаблоны, по которым легко мастерятся куклы для театра. Своими руками или, отдав заготовки ребенку, вырежьте их по контурам, склейте попарно.

    Если небольшой прямоугольный лист цветной бумаги склеить сбоку, получится небольшой тубус. Он должен быть таким, чтобы хорошо сидел на пальце. Приклейте к заготовке уши, нос, глаза, передние лапы, и получится герой пальчикового кукольного театра.

    Этих персонажей можно смастерить из самых неожиданных материалов. Посмотрите, как превратить пластиковые ложки в героев постановок.

    Чтобы сделать такие игрушки для кукольного театра, возьмите:

    • пластиковые ложки;
    • цветную бумагу;
    • ножницы;
    • готовые пластиковые глазки;
    • клеевой пистолет;
    • ткань;
    • узкую ленту, ножницы.

    Далее следуйте такой инструкции:

    1. Клеевым пистолетом приклейте готовые глазки к выпуклой стороне ложки.

      Лоскут ткани, перевязанный лентой, превратите в платье. Для мужского персонажа достаточно приклеить галстук-бабочку на шею.

    2. Надрежьте с одной стороны полоски цветной бумаги бахромой, приклейте эти волосы. Их заменят и куски покрашенной ваты.

    Все, детский кукольный театр на дому готов. Возьмите большую картонную коробку, оклейте ее цветной бумагой, переверните. Сделайте ножом в дне прорези, вставьте сюда ложки и водите кукол вдоль этих отверстий, как по дорожке.

    Таким же образом управляют и другими персонажами, для создания которых понадобятся:

    • палочки от мороженого;
    • детские журналы;
    • клей;
    • ножницы.

    Пусть ребенок вырежет картинки людей, животных из журнала или из старой книги, наклеит их на палочки.

    Если вы хотите смастерить другой настольный театр, тогда в ход пойдут крышки от молочных бутылок. Пластиковые стаканчики из-под йогурта.

    Как сделать ширму для кукольного театра?

    Это неотъемлемый атрибут кукольного театра. Ознакомьтесь с самыми простыми вариантами:

      Закройте отверстие под столом тканью, привязав два ее угла к верху одной и второй ноги. Ребенок сидит сзади на полу и водит персонажей на уровне крышки стола — чуть выше ее.

    Возьмите старую занавеску или простыню. Соберите любое из этих полотен на веревку, концы нити привяжите с одной и второй стороны дверного проема. Сделайте в центре наверху любого из этих полотен прямоугольный вырез. Он должен быть на такой высоте, чтобы не было видно сидящего за занавеской ребенка или взрослого, которые исполняют роль кукловодов.

  • Для пальчикового театра делается ширма настольная. Проще всего смастерить ее из картона. Берется коробка. Ее нужно разобрать, оклеить обоями или цветной бумагой, согнуть 2 боковины, чтобы по центру осталось полотно достаточного размера. В нем делается вырез, через которой кукловод показывает пальчиковые игрушки.
  • А вот как сделать ширму из фанеры. Для нее вам потребуются:

    • фанера;
    • лобзик;
    • ткань или кусок обоев;
    • клей;
    • маленькие дверные петли.

    Инструкция по изготовлению:

    1. Опираясь на представленные размеры, выпилите из фанеры 3 заготовки: центральную и 2 боковины. Оклейте их тканью.

    2. Когда полотно высохнет, прикрепите петли на означенные участки, чтобы можно было закрывать ширму для кукольного театра и складывать ее.

    Посмотрите, как сделать ширму из картона, чтобы иметь возможность показывать спектакли варежковыми, перчаточными, тростевыми куклами. Она должна быть такой, чтобы кукловод умещался там свободно, встав в полный рост. Если спектакль показывают дети разных возрастов, тогда высокие встанут на колени, подложив под них подушку.

    Для того, чтобы сделать ширму, вам понадобятся:

    • клей ПВА;
    • веревка или шнурок;
    • картонные коробки;
    • обои;
    • канцелярский нож;
    • шило;
    • рулетка;
    • широкая кисть;
    • длинная линейка;
    • тряпка.

    Ширма для кукольного театра своими руками мастерится следующим образом:

      Чертеж дан для подростков или взрослых, рост которых 1 м 65 см. Если вы делаете ширму для детей, уменьшите этот показатель.

    Читать еще:  Кофточка крючком для девочки: схема популярной модели для юной модницы

    Чтобы она была прочной, делайте ее трехслойной. Для этого на один большой лист картона наклейте второй, затем с другой стороны — третий. Наносите клей ПВА широкой кистью. Таким образом вы сделаете фронтальную деталь — фартук.

    Боковые элементы тоже изготовляются трехслойными, но отгибы, которые вы затем приклеите к фартуку, должны состоять из одного слоя.

  • Соедините детали, склеив их. Когда клей высохнет, прошейте в этих местах шнурком, предварительно проделав в местах крепления отверстия. Таким же образом присоедините верхнюю арку.
  • Осталось оклеить ширму обоями неяркого цвета, чтобы они не отвлекали от театрального действа.

    Мастерим куклы-перчатки своими руками

    Такие можно увидеть в настоящем кукольном театре. Куклы перчатки надевают на руку. Сгибая пальцы, вы сможете сделать так, что тканевый персонаж будет наклонять голову, шевелить руками.

    Детский кукольный театр на руку будет иметь много персонажей, если вы воспользуетесь предложенным шаблоном.

    Но не обязательно создавать сразу всех героев. Давайте начнем с двух — зайчики и поросенка. Поняв, как сделать такие куклы перчатки, вы сможете сшить и другие, тем самым, постепенно пополняя свой театр.

    Если затем вы будете изготовлять кукол-людей, то можете выполнить прическу из ткани или из ниток.

    Перед тем как шить кукол для театра, положите на переснятую выкройку перчатку кукловода, чтобы решить, подходит ли основа. Если нет, тогда увеличьте или уменьшите ее. Можно обойтись и без перчатки, приложив руку кукловода на выкройку-основу. Учтите, персонаж не будет статичным, поэтому нужно прибавить немного со всех сторон на свободное облегание, чтобы ткань героя действа не натягивалась во время управления им.

    Итак, вот что вам потребуется для того чтобы сшить куклу-перчатку:

    • искусственный мех и/или однотонная ткань;
    • калька или прозрачная бумага либо целлофан;
    • ручка;
    • ножницы;
    • нитки;
    • пуговицы для глаз.

    Укрупните данную выкройку. Приложите к ней прозрачный материал (целлофан, бумагу или кальку), перерисуйте. Вырежьте по контуру.

    Положите лекало на сложенное пополам полотно, вырежьте с припуском на шов 7 мм. Для зайчика лучше взять серую ткань или белый мех, для поросенка — розовую.

    Если вы хотите нарисовать черты лица, хвостики, ладони, копытца, тогда сделайте это сейчас, перед тем, как сшить обе половинки каждого персонажа. Возьмите специальные краски для ткани, которые не линяют при стирке. Если таких нет, тогда используйте акварель, гуашь, но предварительно нанесите на ткань раствор ПВА, после его высыхания раскрасьте это место, но используйте минимум воды. Когда краска высохнет, для ее закрепления сверху положите еще один слой ПВА.

    Но лучше всего вышить нос, рот, натянув эти участки на пяльцы или притачать заготовки соответствующих цветов и пуговицы-глаза.

    Выкроите для куклы перчатки зайчика манишку из белого меха, пришейте ее треугольную часть к передней половинке, и полукруглую, в виде воротника, к задней. К этой же обратной стороне притачивается хвостик, а к обеим частям — белые лапки с розовыми коготками или без них.

    Когда пришиты мелкие детали, можно стачивать обе половинки куклы на изнанке на машинке или на лице — на руках. В последнем случае, используйте шов «через край» или возьмите бейку проходящего цвета, окантуйте ею боковой шов.

    В такой технике создаются и другие куклы перчатки, например, поросенок.

    Когда будут стачаны бока со всех сторон, подшейте низ. Уши персонажей можно набить ватой или синтепоном. Любым из этих материалов заполните нос поросенка, только после этого пришейте этот «пятачок» к голове. Сделайте аппликацию на его щечках, придав им цветущий вид. Осталось пришить немного желтых нитей между ушей, и еще одна кукла перчатка готова.

    Теперь вы знаете, как сшить персонажей для кукольного театра, если хотите это еще и увидеть, тогда посмотрите следующие сюжеты.


    Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников.

    Театр кукол – настоящая магия. Волшебство оживления неживой игрушки мало кого оставит равнодушным. Но эта магия имеет ряд особенностей. Важна не только то, как выглядит кукла, но и то, какая пластика ей присуща. Тот или иной тип куклы может сработать на Вашу идею, или полностью ее загубить. Так какую же куклу выбрать? Попробуем разобраться

    на фото: Яшка и Компания спектакль “Вифлеемская звезда”

    Не смотря на то, что вертепные куклы самые примитивные – именно они стали моей первой любовью. Это был Рождественское представление. Горели свечи и в маленьком домике – вертепе творилось чудо. Вертепная кукла – это кукла на единственном стержне. Ручки и ножки (если они есть) болтаются. Управляется снизу, через прорези в дне вертепа. Кукла не способна на красивые жесты. Была рождена в древнем Риме, но известность обрела благодаря христианству. Рождественские вертепы рассказывали историю царя Ирода и о Рождении Христа. Позже, кроме религиозных, появились и сатирические, лубочные представления. В современном же мире, мне кажется, такая кукла прекрасно подойдет для литературных театрализованных чтений, рассчитанных на небольшую аудиторию. Потому что, традиционно, для подобных спектаклей очень важен текст.

    Петрушечная кукла, или перчаточная кукла.

    на фото: Театр “Папьемашенники”

    Посмотрите на то, какой гибкой и шустрой может быть Ваша кисть. Вот и петрушечные куклы, особенно сделанные по Вашей мерке, способны на многое. Заметим, правда, что исторически такие куклы использовались в комедийных и сатирических представлениях. Позже их стали использовать в спектаклях – сказках. У этого есть свои причины: пропорции кукол перчаток – это, как правило, большая голова и короткие ручки. Даже самый романтический, нежный персонаж с такими пропорциями будет выглядеть забавным. Петрушечные куклы не способны на лирический широкий жест, но за то они могут быть юркими, бойкими и живыми. Так что этот вид кукол я бы рекомендовала именно для тех спектаклей, где персонаж должен быть забавным: комедии и сказки.

    на фото: Рязанский театр кукол “Тайна четырех кололев”

    Любимая кукла театра Образцова. Управляется снизу тростями, закрепленными на руках куклы, и гапидом, (рукоятка, которая идет из головы куклы в тело, где ее держит кукольник). Может быть быстрой, а может быть плавной. Родилась эта кукла не так давно, но спектр ее использования широчайший. Кроме того, что у куклы довольно длинные руки, что делает ее жесты такими разнообразными, головку куклы так же можно механизировать. Кукла может моргать, открывать рот, шевелить ушами, вертеть и качать головой, если того требует идея спектакля, вся механизация головки управляется с гапида, так что чрезмерная механизация может усложнить работу. Такая уникальная кукла подходит для любого спектакля. Единственным ее минусом является то, что для управления такой куклой нужно два человека, или очень большая сноровка.

    на фото: Чехия.Народный театр марионеток.

    Королева театральных кукол. Несмотря на нити, глядя на марионетку всегда создается ощущение чуда. Основных видов марионетки два. Первый управляется исключительно нитями, закрепленными на ваге (крестовине) , вторые же крепятся к ваге жестким штоком за голову, или тело, остальные же части управляются так же нитями. И у того и у того вида кукол есть свои преимущества. Выбирая марионетку для спектакля надо помнить, что, не смотря на то, что кукла может быть комичной, марионетка кукла не быстрая и, для управления профессиональной марионеткой нужен опыт. С любительской куклой все намного проще, но и она не сможет двигаться так быстро, как тростевая, или петрушечная кукла. Я бы рекомендовала марионетку для лирических произведений, или для комических номеров, где не требуются резкие движения.

    Мимирующая кукла, и маппеты.

    на фото: Персонажи Улицы Сезам” Берт и Ерни

    Многие помнят «Маппет шоу», «Улицу Сезам». Это самые популярные примеры кукол маппетов. Кукла управляется следующим образом – одна рука кукольника у куклы в голове, управляет мимикой, вторая рука становиться одной из рук куклы, вторая же рука куклы закреплена на теле. Или же второй рукой управляются трости, закрепленные на руках куклы. Мимирующая кукла- кукла разговорная, ведь именно разнообразие мимических ужимок делает ее такой смешной. Настоящим мастером этого типа кукол является Марта Цифринович. Непременно найдите в сети видео с ее работами. Я бы рекомендовала этих кукол для спектакля, где акцент делается именно на диалогах, или монологах. Важно помнить, что из-за забавной мимики зрители могут начать смеяться даже над самыми трагическими произведениями.

    На фото: Театр кукол Образцова “Все кувырком”

    Кукла открытого управления, то есть . Сейчас этот тип стал очень популярен. Он не требует особых навыков, но требует слаженности команды, так как, точно так же как и тостьевой куклой, планшетными куклами часто управляют несколько человек ( хотя есть исключения), но в отличие от тростьевых кукол, зрители видят кукловодов, которые держат куклу за рукоятки в голове и туловище, а так же за руки и ноги. Именно это делает куклу очень подвижной и живой. Правда, при недостаточной слаженности команды теряется магия «ожившей куклы», поскольку зрители видят людей, двигающих куклой. Но если кукла пластична и артистична, актеры кукловоды вскоре перестанут быть заметны зрителю. Подходит для любого жанра.

    Куклы театра теней.

    На фото: театр Ученый медведь. “Волшебное зеркало”

    Театр теней имеет очень древнюю историю. С одной стороны он был рожден, как мистическое зрелище. Кукловодов почитали так же, как и жрецов. Но вскоре театр перекочевал в народ, спектакли начали носить сатирический характер. Куклы управляются с помощью тростей,закрепленных к подвижным частям кукол. Куклы бываюткак простыми, которые крепятся всего на одну трость, так и довольно сложными, с несколькими тростями и тяжами. Спектакли теневого театра обладают непередаваемой атмосферой тайны и волшебства. Чаще это спектакли литературные, где чтец читает текст, а куклы иллюстрируют его. Но бывают и исключения. На мой взгляд, куклы этого типа универсальны, и так же подходят для любого жанра.

    Театр кукол – уникальное явление исскуства, обладающее своей неповторимой магией – магией оживления. При виде театральной куклы, оживающей в рукач актера, даже взрослые, серьезные люди превращаются в детей. Надеюсь моя заметка помогла Вам разобраться, какая кукла подойдет для Вашей задумки, или просто позабавила.

    (Заглавное фото: Театр Образцова. “Необыкновенный концерт)

    Ссылка на основную публикацию