Витраж на бумаге: осваиваем нетрадиционную технику

Витраж на бумаге: осваиваем нетрадиционную технику

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду»

Галина Тимофеева
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду»

Мастер класс для педагогов по нетрадиционной техники рисования «Освоение витражного искусства в детском саду».

Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «витраж» как средство развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству. Активизация творческой деятельности педагогов.

Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «витраж» и ее разнообразием.

Обучить детей практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных способов витража.

Повысить уровень знаний, умений и навыков педагогов ДОУ.

Оборудование: Ноутбук, проектор, столы, стулья для педагогов.

Материал для практической деятельности: плотный лист бумаги (можно цветной А3, краска гуашь, вода, кисточка, карандаши, шариковая ручка, фломастеры.

I. Этап. Подготовительный, организационный.

Определение цели и задач мастер-класса, определение хода работы.

II. Этап. Организационно – содержательный.

Показ презентации по теме, демонстрация работ собственного изготовления в технике «витраж».

III. Этап. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, педагоги. Мыс вами просмотрели презентацию по нетрадиционной технике рисования «витраж» в условиях детского сада.

Один из способов мы сейчас с вами попробуем выполнить.

Для этого нам понадобиться: плотный лист бумаги (можно цветной А3, краска гуашь, вода, кисточка, карандаши, шариковая ручка, фломастеры.

Перед тем как приступить к выполнению работы давайте проведем физ. минутку, разомнем наши пальчики:

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Имитация витража на бумаге карандашами.

Итак, приступаем. Берем лист бумаги, закрываем глаза, и шариковой ручкой рисуем каляку- моляку. Чем чуднее- тем лучше. Затем берете разные карандаши или фломастеры (можно взять краски разных цветов, и начинайте закрашивать разными цветами образовавшиеся фигуры. Карандаши тоже можно выбирать с закрытыми глазами.

Вот так вы рисуете, рисуете, рисуете.

Молодцы, спасибо, садитесь. Пока вы будете выполнять свою творческую работу я вам расскажу одну интересную историю. Очень давно в одном французском городе жил старый художник. Он был беден. И порой ему не на что было купить еды. Художник редко выходил из дома. Заказов на картины у него не было, и он целыми днями сидел у окна своей маленькой комнаты и смотрел, как мальчишки на улице весело играют в мяч.

Однажды мяч попал в окно художника и стекло разбилось. Дети со смехом разбежались в стороны. Бедный старик не знал, что ему делать. Денег на новое стекло у него не было, ведь стекло в то время было очень дорогим. Он закрыл окно старой тканью, но сильный ветер срывал ткань с окна. Тогда художник закрывал окно картонными коробками, но они намокали от дождя. Художник заболел и не мог вставать с постели.

В один из холодных дней дети обратили внимание на окно, которое они разбили. Им стало жалко старика, и они стали собирать по всему городу кусочки старого стекла. Кусочки были разных размеров, разных цветов. И когда дети принесли это стекло художнику- он удивился, но был очень рад поступку детей.

Старик скрепил разные кусочки между собой с помощью смолы. Полученное стекло он вставил в проём окна, и в комнате сразу стало теплее.

Окно получилось очень яркое и красивое. Многие приходили посмотреть на необычное окно. Прохожие любовались и удивлялись необычному стеклу в окне.

Однажды по улице, где жил художник, проезжал знатный вельможа. Он увидел окно и воскликнул «прекрасное стекло!». Вельможа зашёл к старику и попросил его сделать такое же окно ему, пообещав хорошо заплатить. Художник согласился и сделал окно ещё лучше прежнего.

С тех пор старый художник стал очень известным человеком и получал заказы от богатых людей. А мальчишки стали его учениками, которых он учил этому ремеслу. Сначала стекло собиралось из разных цветных кусочков и скреплялось тонким металлом, а потом люди научились расписывать стекло красками. Это искусство получило своё название – «Витраж».

В каждом из нас живет художник, как и в этой истории. Так давайте будем творить и богатеть.

IV. Подведение итогов.

В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Так и ходят «нераскрывшиеся таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности еще в детстве. Нужно запомнить простое правило- бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

«Люди похожи на цветные витражи. Они искрятся и переливаются разными цветами, но, когда наступает ночь, их истинную красоту можно увидеть только в том случае, если внутри горит свет.»

Витраж (фр. Vitre- оконное стекло; от лат vitrum- стекло)– вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

• Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).

• Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.

• Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

• Пескоструйный витраж

• Спечной витраж (фьюзинг)

• Травленый витраж.

• Литой витраж — Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

Имитация витража:

• Контурный заливной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путём нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

• Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

• Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу.

Художественно-эстетическая деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, позволяет проявлять творчество, вызывает чувства прекрасного и положительные эмоции. Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Художественная витражная роспись- занятие, которое приносит огромное удовольствие и чем глубже её познаешь, тем более радости она доставляет. Приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что любой может найти себе технику по душе.

Витражи на бумаге с клеевым контуром;

Витражи из бумаги;

Витражными красками;

Витражи из фантиков и гофрированной бумаги;

Витражи с контуром из пластилиновых жгутов;

• На прозрачной пленке витражными красками;

• С вырезным картоном контуром и прозрачной бумагой (папирусной или гофрированной);

Витражи с использованием капроновых лент;

Рисование «витражи» маркером и полимером;

• Заготовки по витражу трафареты;

Нетрадиционные техники рисования

✆ с 8:30 до 20:00 ч.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

– рисование пальчиками
– рисование ладошками
– печать из ниток
– печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

– отпечатки-картинки
– печать пластилином
– масляная пастель + акварель
– отпечатки листьев
– рисунки из ладошки
– рисование ватными палочками
– волшебные ниточки
– монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

– рисование мыльными пузырями
– рисование мятой бумагой
– рисование солью
– кляксография
– пластилинография
– граттаж
– фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник – это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды

2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Читать еще:  Выкройка козы тильда: мастер-класс по кройке и шитью игрушки из ткани

Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ РУКАМИ

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Техника рисования “волшебных” картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

МОНОТИПИЯ

Техника монотипия от греч. «моно» – один и «typos» – отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования “кляксография” (выдувание трубочкой) – это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point – точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды

ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды

ФРОТТАЖ

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат – оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки

Автор: Попко Мария Степановна.

Педагог по изобразительной деятельности

Презентация «Нетрадиционные техники рисования. Витраж. Витражная композиция на картоне»

На уроке «Нетрадиционные техники рисования. Витраж. Витражная композиция на картоне» ребята знакомятся с историей и технологией выполнения витража. Выполняют эскиз для витража для последующей картины на картоне, а затем и саму витражную картину на картоне из конфетных фантиков.

Формируют представление об использовании витража в украшении интерьеров.

Развивают познавательный интерес, творческое воображение, фантазию, умение работать со скотчем, ножницами и конфетными обвертками.

Воспитывают интерес к новым видам изобразительной деятельности, трудолюбие и эстетический вкус.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Нетрадиционные техники рисования. Витраж. Витражная композиция на картоне»»

цветной танец стекла

Что же такое витраж?

Витраж – старинный вид искусства, родившийся тогда, когда человечество научилось изготавливать цветное стекло. Витражи чрезвычайно декоративны и красочны. Что бы витраж выглядел красочно, необходимо, что бы свет падал на зрителя сквозь витраж. Поэтому ими закрывают оконные и дверные проемы, вставляют в специальные рамы, ширмы, ниши, устраивая искусственную или естественную подсветку за витражом.

Плёночный (имитационными, упрощенными)

Роспись по стеклу

Классический витраж – чрезвычайно дорогой и трудоемкий в изготовлении предмет.

Технология выполнения классического витража следующая. Из цветного стекла вырезается элемент картины и обрамляется специальной свинцовой рамкой из П-образного профиля по своему периметру. Затем этот элемент в рамке припаивается к остальным элементам витража. При изготовлении необходимо иметь большой запас цветного стекла всевозможных оттенков, чрезвычайно точно вырезать элементы витража, и очень аккуратно впаивать элемент, так, что бы по сути образовался «Н» – образный профиль, соединяющий соседние элементы, а самого шва пайки не было видно.

Сейчас в подавляющем большинстве случаев для украшения интерьера дома или квартиры изготавливают имитации витражей. Рассмотрим несколько технологий изготовления витражей.

Любая из них начинается с подбора рисунка для витража. Выбирая рисунок, надо трезво оценивать возможность его реализации в виде витража. Основные трудности тут – это ограниченный набор цветов и воспроизведение мелких деталей. Рисунок не должен потерять своей красоты после того, как мелкие детали будут отброшены.

Необходимо изготовить шаблон по рисунку. Шаблон может быть и цветным и черно-белым. Его как правило делают в масштабе 1:1 с будущим витражом на бумаге. Назначение шаблона – обозначить границы между элементами витража. А эти элементы, собственно и создают внешний вид витража.

Витраж с деревянными контурами элементов.

Это довольно оригинальные витражи, как правило с бессюжетным абстрактным рисунком или с простым рисунком на тему природы. Часто это просто контур сильно ветвистого дерева, с закрашенными участками стекла между ветками. Выглядят очень декоративно, особенно на верандах и в деревянных дверях. Контур обычно тонирован в цвет рамы, в которую вставлен витраж. Элементы витража крупные, и их всего несколько. Производит впечатление специально изготовленной рамы.

Имитация «настоящего» витража

со свинцовыми контурами.

Такой витраж, особенно будучи двухсторонним, и с качественной окраской стекла практически неотличим от настоящего. Секрет изготовления такого витража заключается в следующем. В продаже имеется свинцово – оловянный припой для паяльных работ. Он бывает и в виде «бесконечного» прутка – проволоки, диаметром в несколько миллиметров. Если его раскатать на вальцах в плоскую полосу, то из этой полосы можно вырезать и контуры элементов. Наклеивают их на стекло с помощью цианакрилатного клея. Контур элемента формируют с двух сторон и окрашивают стекло. С расстояния в 1-2 метра такой витраж выглядит совершенно как классический, отливая благородной тусклой патиной свинца.

Читать еще:  Рыбка из капельниц: оригинальный вариант простого изделия

Витраж с контуром из лака.

Это самая популярная и дешевая техника изготовления витражей. В «90-е» кооперативные годы редкий строительно-художественный кооператив не практиковал их изготовление. Да и пик моды на витражи приходился именно на это время. Внешний вид таких витражей, конечно уступает «свинцовому», но в общем не плохо выглядит, особенно при качественном изготовлении.

Для изготовления контура рисунка используется очень густой лак (НЦ), в который добавляется алюминиевая или бронзовая пудра для придания контуру «металлического» вида. Консистенция смеси – как у сметаны. Такой смесью заполняют большой шприц, и с его помощью (выдавливая смесь) обводят контур. Для придания витражу «благородного» вида валик лака слегка приплющивают, когда он почти застынет, что бы сформировать «площадку» аналогичную свинцовой полоске.

Луис Комфорд Тиффани — который придумал технику изготовления витражей Тиффани .

Тиффани был ювелиром, художником, дизайнером. думаю кем он только не был, очень талантливый человек. Он один из первых догадался соединять стекло между собой определённым образом.

Обворачивать кромку стекла в медную фольгу и спаивать, получая стекло заключённое в двутавр, причем прелесть данной техники заключается в том, что таким образом можно спаивать не только плоские — прямые изделия, но и объёмные, круглые, квадратные и т.д.

Фацетный витраж — он создается по классической витражной технике, с той лишь разницей, что края некоторых (или всех) витражных элементов подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в созданных гранях, что увеличивает красоту витражной композиции.

Фьюзинговый витраж — создается путем сплавления разноцветных стекол в высокотемпературных печах. При этом цветные элементы витража тщательно вырезаются и шлифуются, после чего помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Далее — обработка в печи, после чего подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Еще одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.

на стекло силикатными красками наносится

Зеркальный витраж — выполняется витражная композиция по одной из приведенных технологий, затем на ее тыльную сторону наносится тонким слоем нитрид титана. При этом степень отражения можно повысить, понизить или получить односторонне прозрачное зеркало.

Гравированный витраж — рисунок создается только вручную, с использованием гравировального оборудования или ручным инструментом. Цветное стекло — основа для таких витражей, создается при смешивании стекол разного цвета, которые нагреваются для жидкого состояния, затем несколько жидких стекол разных цветов выливаются на стол и раскатываются. Полученное этим способом стекло имеет уникальный цвет и рисунок — получить два листа такого витражного стекла с идентичным рисунком и окрасом невозможно.

Матовый витраж — методика, особенно популярная сегодня. Для получения матового витража применяется пескоструйная методика: подаваемая под высоким давлением струя песка царапает поверхность прежде прозрачного стекла, выбивая ее микрочастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для создания рисунка по этой технологии понадобиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают лист стекла в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, все прочие — матовыми.

Витраж-имитация — внешне похож на классический, хотя создается более простым способом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены фрагменты классического витража, здесь заменены современными материалами, внешне похожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается с помощью особого прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, изготовленный по данной технологии, легче и прочнее классического. Зачастую такой витраж зажимается между двумя листами прозрачного стекла.

Пленочный витраж — наиболее дешевый способ создания витражной композиции. На рынке в большом ассортименте представлена пленка разных цветов, из нее вручную или с помощью плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Полученный таким образом витраж будет недолговечен, но его легко заменить.

Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров.

  • Что означает слово «интерьер»?

Внутреннее убранство здания, помещения.

– А люди какой профессии занимаются интерьерами?

Художники и дизайнеры.

Витражи часто устанавливаются в световых проемах, окнах, дверях, фонарях.

1. Обводим черным маркером или фломастером конкур рисунка

2. Разукрашиваем детали рисунка или по выкройкам заполняем в технике аппликация.

Еще один способ выполнения витража

Составить композицию и перенести рисунок на плотный картон на изнаночную сторону. Мелкие детали изображать не желательно. При этом необходимо утолщить каждую линию от 5 до 10 мм, чтобы получился контурный рисунок.

Аккуратно по линиям тонкими ножницами или канцелярским ножом вырезать картон, создавая контурный рисунок.

Рисунок можно расположить в рамке, но тогда детали рисунка необходимо соединить с рамкой соединительными контурными линиями.

Подобрать цветовую гамму конфетных

Работу положить лицевой стороной вверх. Фантик подложить под работу и обвести нужный фрагмент. Вырезать фрагмент с припуском по 5 мм с каждой стороны.

Перевернуть работу обратной стороной вверх. Наложить фрагмент в нужное место и прикрепить его полоской скотча к контуру.

Скотч не должен выходить за контур на лицевую сторону работы.

Так выглядит обратная сторона работы.

Можно работу вставить в рамочку или приклеить лист бумаги или картона на двусторонний скотч.

Как называются картины-окна из цветного стекла, которыми украшали храмы?

Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 149

Витражные техники, виды витражей

Существует достаточно много различных витражных техник, давайте изучим каждую из них более подробно.

  • Контурные витражи
  • Заливные витражи
  • Лаковые витражи
  • Витражи Тиффани
  • Пленочные витражи
  • Витражи с фотопечатью, фотовитраж (печать на стекле, фотопечать, УФ-печать)
  • Пескоструйные витражи (художественное матирование / художественный пескоструй / гравировка)
  • Фацетные витражи
  • Фьюзинг (спекание стекла)
  • Классический (наборный) витраж
  • Роспись по стеклу
  • Художественная мозаика
  • Художественное моллирование
  • Комбинированные витражи
  • 3D Витражи
  • Витражная роспись
  • Матирование
  • Рюмочная плитка
  • Кабошон
  • Травление
  • Бендинг
  • Узор «Мороз»
  • Шебеке (панджара)
  • Эрклез

В современном мире существует множество различных видов витражей. Их изготовление – это трудоёмкий процесс, требующий особых навыков и знаний. Если вы хотите придать вашему интерьеру изящества, обратите внимание на витражи. Выбирайте из большого количества витражных техник, ту, что вам по душе. Виды витражей поражают своим разнообразием как техник изготовления, так и материалов.

Витражи Тиффани

Это техника, основанная на подборе цветов и оттенков. Витражи Тиффани изготавливаются следующим образом:

1. Определяется размер и осуществляется разработка эскиза.

2. Подбирается цветовая гамма. Этот этап самый важный и требует особой внимательности. Стекло передаёт свой истинный цвет только при специальном освещении и ни одна фотография не сможет его продемонстрировать.

3. Стекло нарезается на фрагменты, и каждый кусок шлифуется и подгоняется.

4. Фрагменты обрабатываются по периметру фольгой и обезжириваются.

5. Затем они выкладываются на заранее изготовленную матрицу и спаиваются между собой свинцово-оловянным припоем. Чтобы придать оттенок спайке её необходимо покрыть патиной, чаще всего используется чёрная или коричневая.

6. Витраж обрамляется для установки.

Фотовитраж (печать на стекле, фотопечать, УФ-печать)

Три вида техники фотовитража

Печать осуществляется на любой стеклянной поверхности с применением специального принтера. Для изготовления такого фотовитража применяются особые краски, которые хорошо впитываются в стекло под воздействием ультрафиолетовых лучей или высоких температур.

Нанесение изображения на прозрачную плёнку с дальнейшим её наклеиванием на стекло.

Аналог плёночного метода, только помещается рисунок между двух листов стекла.

Пленочные витражи

Это наименее затратный способ изготовления витражей.

Изготовление витража с применением пленочной техники:

1. Утверждается рисунок.

2. Стеклянная поверхность обезжиривается.

3. Из плёнок различной цветовой гаммы нарезаются части, выбранного изображения.

4. Плёнка смачивается водой и раскатывается специальным резиновым валиком, что позволяет удалить лишнюю воду. Оставляются зазоры.

5. На зазоры наклеиваются бевели при помощи ультрафиолетового клея. На последнем этапе изображение фиксируется свинцовой лентой, проходящей по бевелям. Лента покрывается оксидирующей жидкостью для придания ей соответствующего оттенка.

Пескоструйные витражи

Пескоструйные витражи выполняются с применением воздушного потока и песка. Они бывают нескольких видов:

1. Художественное матирование – это техника нанесения изображения при помощи сжатого воздуха и воздействия специальной жидкости, содержащей металлические абразивные частицы на заранее заготовленный шаблон.

2. Художественный пескоструй – обработка мощным потоком воздушно-песчаной смеси с добавлением красящих веществ.

3. Гравировка – это нанесение изображения большим потоком воздуха с песком. Сила потока регулируется и за счёт этого варьируется глубина прорези и создаются скульптурные, объёмные изображения.

Фацетные витражи

Данный тип витражей изготавливается следующим образом:

1. По периметру стекла снимается фаска.

2. После снятия она шлифуется до матовости.

3. Деталь полируется и становится полностью прозрачной.

4. Для усиления преломления лучей фаска делается шире.

5. Фацетные витражи вставляются в латунную или медную оправу, которая придаёт торжественности.

Заливные (контурные) витражи

Этот вид техники подразумевает создание рисунка вручную.

1. Подбирается рисунок и переносится на бумагу в полную величину. При этом на эскизе подписываются цвета.

2. Поверхность стекла обезжиривается.

3. Полимерной краской наносится контур рисунка на стекло, под которым расположен эскиз. Он будет служить барьером.

4. После полного высыхания контура, элементы заполняются красками или лаком.

5. Готовые заливные(контурные) витражи разрешается устанавливать только спустя 24 часа – это время отводится на то, чтобы они могли хорошо просохнуть.

Фьюзинг (спекание стекла)

Уникальная техника при которой рисунок создаётся либо запеканием различных по цвету и размеру кусочков стекла одновременно, либо путём впекания в стекло предметов. Например, это может быть проволока.

1. Цветные стёкла вырезаются по очертаниям рисунка.

Читать еще:  Сумка с фермуаром своими руками: удобство и компактность в одном изделии

2. Они выкладываются на основу – чаще всего эту роль играет прозрачное стекло.

3. Заготовка помещается в печь. Под воздействием высокой температуры стёкла припекаются друг к другу.

Классический (наборный) витраж

Это техника является одной из самых простых в производстве витражей. Классический витраж производится на наборном столе из фрагментов стекла, которые нарезаются заранее. Этот тип техники применяется в изготовлении витражей, которые не содержат росписи.

Применяется несколько способов сборки:

1. Кусочки мозаики собираются сразу на заранее приготовленную металлическую конструкцию.

2. Фрагменты выкладываются на лист стекла и приклеиваются к нему.

Роспись по стеклу

Эта техника предполагает обязательное наличие росписи на стёклах. Картина может быть, как цельная, так и собранная на металлической оправе из отдельных расписанных фрагментов. Работа этой техникой может проводиться как на гладкой поверхности, так и на рифлёной. Роспись по стеклу может быть абсолютно любой сложности от незатейливого орнамента до великолепных картин.

Художественная мозаика

Мозаичный витраж – это техника, подразумевающая обязательное создание орнамента. Витраж, изготовленный с применением данной техники, может использоваться в качестве фона, при создании других типов витражей или как самостоятельный дизайн окна.

1. Разработка эскиза.

2. Подготовка формы.

3. Укладка, заранее нарезанных стёкол и формирование изображения.

4. Обработка швов и их заполнение.

Художественное моллирование

Этот метод формования стекла, позволяющий выгибать стекло по заранее заготовленной форме, сохраняя его гладкость.

1. Создание витража.

2. Подбор эскиза и подготовка фрагментов.

3. Нагрев стекла до температуры от 600-700 градусов в плоской тоннельной печи, чтобы оно стало текучим.

4. Под собственным весом стекло деформируется, принимая форму матрицы.

5. После того как стекло остынет его можно устанавливать.

Комбинированные витражи

Это витражные техники, объединённые в одну картину, которая будет уникальным творением. Применяя всего лишь одну технику изготовления, воспроизвести такую картину невозможно. Картины данного типа создаются только по индивидуальным эскизам. Их изготовление напрямую зависит от сферы применения. Это сложный и трудоёмкий процесс, так как необходимо подбирать сочетания, как техник, так и материалов для изготовления.

3D Витражи

Это новейшая техника создания витража, создающая иллюзию объёмного изображения.

1. Выбирается эскиз и нарезаются части стекла.

2. Производится обработка каждого кусочка: срез неровностей и обточка сколов.

3. Все частицы стекла соединяются в целое изображение с применением припоя из латуни.

4. Далее картина вкладывается между двух листов стекла – это обеспечивает нужный эффект и прочность.

5. Заготовка помещается в печь и нагревается при температуре 850 градусов. Время изготовления составляет 10 минут. Когда заготовка остынет, она обворачивается лентой из алюминия и заливается каучуком в жидком виде.

Рюмочная плитка

Эта техника представляет собой плоский круг с концентрическим, образующим искусственные неровности рельефом. Возникает такой рисунок при постоянном вращении заготовки в процессе обработки. Рисунок рюмочной плитки равнозначен по техники изготовления ножки рюмки, а именно опорного пятака. Изготовление её производится с применением стеклодувной трубки.

Кабошон

Это фигурная вставка при изготовлении витражной плитки. Кабошон по внешнему виду напоминает капельку воды или прозрачную пуговицу. Для его изготовления применяется либо техника прессования, либо моллирования. Форма этой вставки полусферическая или вдавленная полусферическая. Обязательно должен присутствовать выступ для дальнейшего крепления.

Травление

Техника, построенная на взаимодействии плавиковой кислоты с одним из элементов стекла, а именно диоксидом кремния. Применяется защитный трафарет, который позволяет создавать рисунок. Травленный витраж – это объёмные рисунки, рельеф которых ощутим на стекле.

1. Сначала наносится защитная плёнка на стекло.

2. На плёнку – контур будущего рисунка.

3. Далее кислотой выплавляется изображение.

Этот метод требует особой осторожности, потому что кислота разъедает не только стекло, но и другие поверхности, например, кожу при попадании на нее.

Бендинг

Это техника при помощи, которой витражу придаётся полукруглая или угловая форма. Для этого витраж помещается в печь и при высоких температурах меняет форму. Бендинг похож на фьюзинг, но температура, время изготовления и оснастка отличаются.

Узор «Мороз»

Эта техника выполняется в несколько этапов:

1. Самый сложный этап – подготовка поверхности, её необходимо: зацарапать, протравить или затереть абразивным металлом.

2. Нанести столярный клей или желатин.

3. Поместить в печь.

4. Дать клею высохнуть, чтобы он сжался и выдернул тонкие кусочки стекла.

Витраж, выполненный в такой технике, напоминает морозные узоры на окне.

Это объёмная решётка, которая чаще всего вырезается из камня или дерева, образуя тем самым оконный переплёт. В ней используются цветные стёкла.

Эрклез

Это специальная вставка в витраж. Её изготовление производится следующим образом:

1. Вырезается кусочек стекла.

2. Обтачивается по шаблону.

При такой обработке сколотые грани при солнечных лучах имеют особое свечение.

Нацвет

Техника наложения тонкого стекла на толстое. Его изготовление производится исключительно при горячем формировании. После обработки получается контрастное, силуэтное изображение. Например, получение белого рисунка на цветном фоне или наоборот.

Паечный витраж

Это техника создания витража, являющаяся основой всех остальных. Кусочки стекла собираются в металлическую оправу и запаиваются в стыках. Стёкла применяются как цветные, так и однотонные, в том числе расписные.

Виды витражей и техники их изготовления очень разнообразны и неповторимы, но все они выглядят оригинально и помогут придать изюминку интерьеру любого помещения. Заказать витраж можно даже на самый взыскательный вкус.

Обновился раздел “Освещение”. При выборе витражей рекомендуем с ним внимательно ознакомиться!

В октябре скидка 10% на витражные потолки. Спешите сделать заказ.

Сделали в квартире витражные потолки. Очень понравилось.

Евгения сделала авторский дизайн проект для нашей новой квартиры в Химках. Все наши пожелания были учтены. Мы получили подарок от студии и безумно рады проделанной работе. Огромное спасибо.

Создаем витраж в технике Тиффани

Витраж — это произведение декоративного искусства, составленное из разноцветных стекол. Витраж может воспроизводить орнамент (и называться орнаментальным) или может изображать бытовые сцены, и называться художественным.

Тиффани (полное имя Луис Комфорт Тиффани, 18/02/1848-17/01/1933) — это фамилия американского художника и дизайнера, который изобрел способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги. Это изобретение Луиса Комфорта Тиффани, в совокупности с созданием новых видов стекол, произвели революцию в художественном стеклоделии. Техника спаивания витража получила название в честь изобретателя — техника Тиффани, и стала самой распространенной во всем мире для создания витражей.

Итак, что нам понадобится для создания витража в технике Тиффани:

1. Разноцветное стекло. Желательно, прозрачное или полупрозрачное.

2. Алмазный стеклорез.

5. Шлифовальный станок.

6. Медная фольга, припой.

7. Паяльная кислота.

10. Маркер, 2 кисти, ножницы, китайская палочка.

Работа над витражом начинается с выбора эскиза. Нам нужны будут два идентичных экземпляра на бумаге в натуральную величину. Необходимо пронумеровать все детали будущего витража (одинаково на обоих экземплярах).

Один из них мы крепим клеем или прозрачным скотчем к ровной поверхности. Второй ножницами разрезаем на отдельные детали. Идеально, если вы используете специальные ножницы для заготовки шаблонов — они имеют три лезвия, среднее из которых удаляет полоску шириной в 1,27 мм. Это расстояние, рассчитанное на толщину медной ленты.

Заготовки деталей, вырезанные из второго экземпляра эскиза, накладываем на стекла выбранных цветов, обводим маркером и также нумеруем в соответствии с нумерацией на эскизе.

Далее с помощью стеклореза и ломателя вырезаем из стекла все элементы будущего витража.

Если при обламывании стекла образовались неровности, их можно отколоть кусачками. После этого все детали обтачиваются на шлиф. машинке до тех пор, пока каждая деталь не будет совпадать по форме и размеру с деталью эскиза.

Затем мы приступаем к обмотке элементов витража медной фольгой. Она выглядит как лента, имеющая клейкий слой с одной стороны. Прикладываем ленту клейким слоем к кромке стекла. При этом стекло должно располагаться по центру ленты. Как правило, ширину ленты подбирают таким образом, чтобы она была чуть больше толщины стекла. И, обернув всю заготовку лентой, у вас будут загибы на обе стороны стекла. Края загибов должны быть одинакового размера с двух сторон — для прочности соединения и красоты будущего шва.

После этого ленту необходимо пригладить. Торец стекла, а также загибы, с двух сторон проглаживаются деревянной палочкой.

Теперь все наши детали эскиза складываем по шаблону в единый рисунок. Все элементы должны лежать свободно с небольшим зазором. Этот зазор оставляют для предотвращения перегрева стекол во время процесса пайки.

Все швы обрабатываем флюсом (паяльной кислотой). Делать это лучше кисточкой и в перчатках. Далее берем в руки паяльник (хорошо прогретый, с тонким жалом) и припой и «ставим на точку». Т.е. ставим капельки припоя в швах, для того, чтобы зафиксировать детали в единое и неподвижное целое.

После этого все элементы витража припаиваются по внутренним и наружным кромкам сначала с одной стороны, затем с другой. Шов должен быть непрерывным и прикрывать видимую часть медной ленты. На лицевой стороне витража шов может быть чуть более выпуклым, чем на «изнанке». Это достигается с помощью использования большего количества припоя.

После пайки нужно тщательно протереть все швы, убирая остатки флюса. Сделать это можно с помощью обычного моющего средства или жидкости для мытья стекол.

Завершающим этапом в изготовлении витража Тиффани является нанесение патины на швы. Чаще всего используют патину черного либо медного цвета. Излишки также убираем с помощью моющего средства.

Вуаля! Наш витраж готов!

Для придания жесткости конструкции, витраж можно вставить в раму или металлический профиль.

Автор: Татьяна Зубкова

Благодарим за внимание к этому мастер-классу!

Надеемся на обратную связь. Если возникли вопросы — задавайте в комментариях или личных сообщениях, обязательно ответим!

Ссылка на основную публикацию