Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Скульптуры из дерева: особенности выполнения, советы профессионалов

Ее можно рассматривать с разных сторон. Она продумана до мелочей. Мастер, работающий с ней, должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Это древнее искусство, не утратившее своего значения и сегодня. Все перечисленное – это скульптурная резьба по дереву, особое направление в художественной обработке древесины. О том, как развивалось направление, о выборе материала и мотивах изображений, обо всех этапах работы над скульптурой, читайте в нашей статье.

Скульптурная резьба от древности к современности

Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.

Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.

Резная скульптура из дерева – виды:

  • монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
  • садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
  • скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
  • развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).

Выбор и подготовка древесины

Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.

Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.

Бревно

Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.

Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.

В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.

Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.

Полено

Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.

Как выбрать нужное полено:

  • древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
  • рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
  • для резных работ подходит древесина среднего периода;
  • светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
  • темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.

Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.

Инструменты

Новички обычно пользуются всего двумя инструментами – перочинным ножиком и ножом-косяком. Но когда несложные элементы освоены, пора продвигаться дальше.

В списке обязательных инструментов будут:

  • топорик для обтесывания;
  • тесло;
  • ножи-резаки;
  • стамески;
  • штихели;
  • надхели.

Бензопила для больших работ тоже будет нужна. Для фиксации заготовок потребуются столярные тиски. Ценным приобретением будет и набор наждачной бумаги, и средства для заточки инструмента.

Мастеру-миниюатюрщику дополнительно понадобятся коготки и клепики. Японские профи, вырезающие изящные мини-скульптуры, в особенности преуспели в миниатюре резных фигурок, потому на сайтах и аккаунтах этих мастеров можно найти образцы подходящих инструментов.

Эскиз

Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).

Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.

Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.

В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.

Выполнение скульптуры

Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.

  1. Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.
  2. Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.
  3. Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.
  4. Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).
  5. Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.
Читать еще:  Бабушкин квадрат: вязание крючком для начинающих мастериц

Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо раскрыты в данном видео.

Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.

Покраска скульптуры

Покраска производится только по сухому дереву. Это значит, что какое-то время (минимум от недели) фигура должна простоять без финишной обработки. И желательно, чтобы перед покраской скульптура уже была покрыта грунтом, который закрывает поры древесины. Перед покраской достаточно просушить только верхние слои. Если покрыть дерево грунтом, а затем раскрасить его алкидными красками, скульптура с меньшей вероятностью будет трескаться.

Скульптуру для сада лучше покрасить и покрыть лаком, или хорошенько загрунтовать и покрыть морилкой. Для резных фигурок для дома краски нужны реже, но можно сделать фигурку и цветной: если покрываете ее впоследствии лаком, то краски могут быть фактически любые. Например, частенько сегодня используются акриловые составы.

Деревянные фигурки для детей часто красят обычной гуашью и покрывают качественным лаком (глянцевый, для мебели). Наиболее экологичной будет игрушка, покрытая льняным маслом.

Сделать фигурку самому? Почему бы и нет, только подготовка потребуется приличная. Начните с небольших игрушек по предварительным рисункам-эскизам, так вы и поймете привлекла ли вас резьба по дереву, скульптура в миниатюре и все тонкости этого ремесла.

Все о скульптурной резьбе по дереву

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Фигуры из дерева — это отдельное произведение искусства, которое завораживает, пленит и поражает воображение. Есть много способов обработки древесины, самым сложным из которых является скульптурный тип резьбы. Именно он привлек наше внимание.

Особенности

Скульптурная резьба по дереву зародилась еще до христианских времен. В древности люди вырезали фигуры богов, молились им и поклонялись. С того времени многое изменилось, появились новые виды и способы обработки дерева, но художественная резьба, как и раньше, находится в большом почете. Скульптурная резьба по дереву обладает рядом особенностей.

  1. Скульптурные фигурки продумываются до мелочей, их можно рассматривать со всех сторон, потому скульптурная резьба также называется круглой.
  2. Отличительной чертой является высокая степень детализации. Это могут быть небольшие изделия и большие скульптуры в несколько метров.
  3. Для занятия таким видом искусства не нужно большое помещение. А также мастеру не потребуются сложная техника и дорогостоящие инструменты.
  4. Инструменты для обработки заготовок доступны по стоимости и находятся в свободной продаже. Некоторые даже можно изготовить самостоятельно.
  5. Найти подходящий материал в качестве заготовки не составит проблем. Более того, можно выбирать подходящий вариант из большого разнообразия.
  6. Скульптурная резьба получила широкое применение во многих областях жизнедеятельности человека. Из дерева могут создаваться не только фигурки животных и абстрактные элементы, но и предметы быта, детские игрушки и элементы декора.

Инструменты

Скульптурная резьба по дереву невозможна без специальных инструментов. К ним предъявляются повышенные требования качества, поскольку от этого напрямую зависит процесс обработки древесины и результат. Вот список обязательных инструментов, без которых невозможно выполнить скульптурную резьбу.

  1. Нож-косяк позволяет создавать небольшие углубления. Его лезвие скошено на 35-60 градусов, что объясняет такое странное название.
  2. Нож-резак облегчает обработку закругленных элементов.
  3. Набор стамесок, которые отличаются по форме. Вся основная работа выполняется круглыми стамесками. Инструмент прямой формы используется в качестве дополнительного. Все другие варианты стамесок используются редко, но они все равно должны находиться под рукой.
  4. Богородский нож позволяет выполнять скульптурную резьбу и является одним из основных инструментов.
  5. Топор необходим для грубой обработки заготовки, которая осуществляется на первых этапах работы с древесиной. При помощи топора можно легко снять кору и придать заготовке грубую, начальную форму.

В магазинах нередко встречаются готовые наборы, в которые уже включены все необходимые инструменты. При покупке набора или отдельного инструмента нужно помнить о качестве, которое должно быть максимально высоким.

Низкокачественный инструмент будет ломать и крошить дерево, которое также может растрескиваться.

Технология

Создание скульптуры из бревна/пня или даже небольшого кусочка дерева — задача не из простых. Эта работа разбивается на несколько сложных этапов, каждому из которых нужно уделить время и внимание.

  • Начинается работа с выбора подходящего объекта для дальнейшей обработки. Правильный выбор материала для изделия — это уже половина успеха. Выбор древесины большой и практически неограниченный. Для неопытных мастеров лучшим вариантом будет липа, поскольку она обладает однородным цветом и является наиболее пластичной. Материал для будущего изделия должен быть очень качественным.

Недопустимо наличие изъянов в виде трещин, сучков, отверстий, поражений вредителями. А также древесина должна быть хорошо высушена — допустимая влажность составляет 10%.

  • Эскиз нужно создавать в большинстве случаев. Лишь очень опытные мастера с хорошими художественными задатками могут обойтись без эскиза. Для сложных работ создаются модели из пластилина, глины или другого пластичного материала. Мастер может создавать модель с детализированной прорисовкой элементов или без нее.

  • Заготовка подвергается грубой обработке, которая включает выборку основных форм. Задача мастера заключается в приведении бесформенного объекта к определенной геометрической фигуре, которая должна состоять из линий и контрольных точек. Изначально происходит вырубание проекции, что позволяет убрать с заготовки большую часть лишнего материала. Далее мастер восстанавливает линии симметрии и выстраивает абрис второй проекции.

  • Фигура вырубается на 4 грани, что позволяет создать уточненный абрис будущей фигуры во всех проекциях. На этом этапе выполнения не стоит округлять фигуру, что является распространенной ошибкой многих мастеров. Абрис пока еще остается обобщенным.

  • Создание 8-гранной формы осуществляется путем срезания углов у квадратных заготовок. На данном этапе мастер окончательно определяется с положением будущего творения, пластикой и динамикой.

Проведение уточнения и деталировки на этом этапе не проводится.

  • Округление и деталировка подразумевают избавление от граней, проработку мелких деталей и лицевых линий. На этом этапе удобно было бы сделать на дереве прорисовки карандашом, но это будет ошибкой, которую нельзя допускать. Следы от карандаша сложно удаляются, и после них часто остаются темные следы.

  • Ошкуривание лучше проводить при помощи корундовой бумаги с тканевой основой. В индивидуальном порядке выбирается мелкая или средняя зернистость.

  • Остается лишь покрыть готовое изделие защитным слоем. Это может быть лак, морилка или различные краски. Здесь уже перед мастером открываются неограниченные возможности.

Советы мастеров

Осваивание фигурной резьбы по дереву – сложный, но увлекательный процесс. Для начинающих мастеров мы собрали советы специалистов, которые помогут в этом непростом деле.

  1. Скульптурная резка по дереву требует хорошего владения всеми другими видами обработки древесины. Все эти навыки пригодятся во время работы.
  2. Мастер должен четко представлять результат, обрисовывать все детали будущей фигуры и видеть ее во всех проекциях. Потому нужно создавать модели, а уже с них переносить задумку на дерево.
  3. В процессе обработки или сушки на изделии могут появляться трещины. От этого никто не застрахован. Для заделки трещины необходимо сделать слепок, подготовить подходящую по форме и размерам затычку и вставить ее по контуру. Небольшие трещины можно заполнить бесцветным лаком.
  4. С древесиной нужно работать аккуратно и осторожно. При сильном давлении могут появляться большие трещины, которые испортят всю работу.

Резьба по дереву представлена в видео далее.

Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы

Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы

Скульптурная резьба является, пожалуй, самым сложным видом художественной резьбы по дереву. Она сильно отличается от всех видов резьбы, о которых рассказывалось выше и которые можно рассматривать только с лицевой стороны. Объемная резьба покрывает изделие со всех сторон, так как не связана с плоскостью и рассчитана на свободное расположение в пространстве. Выполнение круглой скульптуры требует от резчика не только технических навыков и большого опыта, но и глубоких знаний композиции. Приступать к созданию объемных скульптур целесообразно только тогда, когда резчик отлично овладеет инструментами, всесторонне изучит особенности материала.

Читать еще:  Розы из полимерной глины: нежный цветок для вечернего образа

В народном искусстве и художественном ремесле в технике объемной резьбы выполняются архитектурные детали дома, всевозможная резная утварь и, конечно, вытесанная топором и вырезанная ножом игрушка. Скульптуры используются для украшения дачного участка и интерьера дома, в качестве сувениров. Скульптурная резьба задействуется при изготовлении масок, фигур животных, человека и мифических существ.

Мастера обычно работают на скамеечках высотой до 35 см за верстаками, высота которых не превышает 60 см, причем колени их, естественно, находятся выше сиденья скамеечки. При такой посадке мастер может прижимать чурку к колену или краю верстака, держать ее между колен, оставляя гораздо больше свободы и маневренности рукам.

Для объемной резьбы потребуются топор, тесло, набор полукруглых стамесок (7–8 видов) шириной 8–40 мм и специальный нож для отделки – так называемый богородский нож (рис. 35, а). Вкратце остановимся на основных приемах резьбы ножом.

Особой популярностью в XIX в. пользовалась богородская деревянная скульптура и игрушка, главным производящим центром которой являлось село Богородское Владимирской губернии, принадлежащее Троице-Сергиевской лавре. Начало богородской деревянной мелкой пластике положил игрушечный промысел, существовавший в Сергиевом Посаде, по предположению исследователей, уже в XVII в. Правда, материальных памятников того времени не сохранилось, но есть упоминание о них в литературе. Да и произведения XVIII в. говорят о том, что мастерство местных резчиков в это время было на достаточно высоком художественном уровне.

Лезвие ножа хорошо строгает в том случае, если нож выполняет поступательное движение по древесине и скользящее движение вдоль лезвия. Для этого лезвие ножа должно быть очень острым. Если движения ножом будут осуществляться перпендикулярно лезвию, то для этого потребуются большие усилия, древесина частично или полностью будет сминаться, а резной след не будет чистым.

На рис. 35, б, показан обычный, или классический, прием работы ножом по дереву. Ручку ножа захватывают ладонью и строгание ведут полным лезвием от себя. При этом нож слегка поворачивают ручкой вперед. Снятие стружки начинают пяткой лезвия, а заканчивают – кончиком, то есть нож двигают вдоль волокон древесины и одновременно продвигают вдоль лезвия.

Резчику следует использовать различные приемы строгания и обработки дерева. Вот несколько основных приемов работы ножом, которые используют при различных видах и вариантах резьбы.

Прием «от себя» (рис. 35, в) используется для снятия кромок и фасок, особенно в направлении, перпендикулярном волокнам древесины. Работать можно одной рукой, но при резьбе поперек волокон удобно придерживать и направлять лезвие пальцами другой руки, как и показано на рисунке.

Рис. 35. Приемы резьбы ножом: а – богородский нож; б – классический способ резки; в – резка от себя; г – срезание толстого слоя древесины; д – резка навстречу левой руке; е – резка лезвием, обращенным в сторону левой руки; ж – резка навстречу большому пальцу.

Прием, показанный на рис. 35, г, используется для снятия большой массы дерева вдоль его волокон. В этом случае нож можно захватывать одной или двумя руками с направлением кончика ножа почти к локтю правой руки. На руки при этом приеме следует надавливать грудью. В тех случаях, где маневренность в движении ножом ограничена (обработка внутренней поверхности изделий), рукоятку ножа захватывают обеими руками – свободной поверх рабочей. Здесь нажим на руки осуществляется корпусом.

На рис. 35, д – ж, показаны приемы резки навстречу левой руке, навстречу большому пальцу и резка, когда лезвие обращено в сторону левой руки.

Для скульптурной резьбы следует использовать древесину мягких пород: липу, осину, ольху, клен. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и податлива при резьбе. Реже применяют осину и ольху. Чтобы древесина осины стала мягче, ее запаривают на 2–3 часа, а затем выдерживают в течение суток в тени. После просушки торцы бруса, на которых появились трещины, опиливают. Древесина должна быть без изъянов (трещин, гнилых сучков и т. п.).

Для начала лучше выполнить несколько статичных фигурок, постепенно усложняя и увеличивая их размер. Прежде чем приступить к резьбе задуманной композиции, необходимо, как и при рельефной резьбе, вылепить ее модель из пластилина или глины соответствующего размера. Затем выбирают подходящий по размерам брусок, по возможности без дефектов – трещин, сучков, гнили, и закрепляют в горизонтальном или вертикальном положении так, чтобы к заготовке можно было подойти с любой стороны. Карандашом наносят основные контуры будущей скульптуры и грубо вырубают основные формы фигуры – делают так называемую «зарубку» (рис. 36, а, б). Обрубку грубых форм у заготовок небольших размеров осуществляют стамесками (прямыми, полукруглыми, отлогими, иногда уголками).

Далее крупной стамеской с шириной лезвия 30–40 мм (в зависимости от объема скульптуры) прорабатывают основные скульптурные формы (рис. 36, в). Более мелкие детали прорабатывают стамесками меньшего размера, после чего работают уже богородским ножом, большими и малыми рашпилями и рифлевками – отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями состругивают тончайшую стружку (рис. 36, г). Скульптуру как бы «расписывают» мелким инструментом, покрывают ее поверхность неглубокими бороздами, передающими фактуру костюма человека, птичьих перьев, шкуры животного, конской гривы, разметавшихся трав под копытами, прожилок листьев.

Срезать древесину нужно осторожно, мелкими срезами, обрабатывая заготовку постепенно со всех сторон. Если в скульптуре должны быть сквозные отверстия, их прорезают в последнюю очередь, так как иначе легко ошибиться в распределении объемов. Очень твердую и сухую древесину во время работы периодически смачивают водой.

Отделка скульптуры заключается в шлифовании поверхности мелкой шкуркой. В некоторых скульптурах шлифовка не обязательна, резчик оставляет поверхности такими, какими они получаются в результате работы стамесками и ножом.

Готовую скульптуру некоторое время выдерживают в сухом месте. Если древесина до этого была влажной, то после высыхания на ней образуются трещины. Эти трещины заклеивают клиньями из той же породы древесины с учетом направления волокон.

Для первых упражнений не следует брать сложные в исполнении фигуры. Работая над скульптурой, надо, кроме выявления форм, объема, движения, всегда стремиться передать характер образа.

Рис. 36. Этапы изготовления резной скульптуры: а – закрепление и разметка заготовки; б – обрубка грубых форм; в – проработка деталей скульптуры; г – готовое изделие.

Освоив резьбу фигурок человека, можно приступить к резьбе изображений животных. Особое внимание нужно уделить выявлению силуэта, передаче форм и объемов, обработке поверхности. Необходимо, чтобы скульптура была пластичной во всех поворотах. При выполнении многофигурной композиции нужно сначала решить композицию в целом и только потом приступить к проработке отдельных фигур и предметов.

Очень интересно выглядят скульптурные изделия, выполненные из древесины с ярко выраженной текстурой (сосны, дуба, клена, ясеня). В данном случае материал будет «подсказывать», как лучше использовать природный рисунок дерева при выполнении объема и форм скульптуры. При создании скульптур из текстурной древесины надо стремиться подчеркнуть форму рисунком текстуры. Природный рисунок и цвет древесины обогащают образ и придают изделию особую выразительность. Композиция должна быть проста и лаконична, нет необходимости дополнять такое изделие орнаментом.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Читать еще:  Букеты из конфет своими руками: секреты мастерства

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Скульптурная резьба по дереву: особенности и описание

Резьба по дереву — это очень древнее искусство. Даже неизвестна приблизительная дата его возникновения. Наши предки вырезали узоры, фигурки животных и людей, скульптуры. Часто это было для религиозных целей, например, маски языческих богов и духов, тотемы.

Сегодня резьба по дереву тоже имеет своих поклонников. Кто-то этим занимается просто для удовольствия, а кто-то для заработка денег.

Существует несколько основных типов резьбы:

  • пропильная и прорезная;
  • домовая;
  • рельефная резьба;
  • углубленная;
  • геометрическая резьба;
  • скульптурная резьба.

Самая сложная и интересная это скульптурная резьба по дереву. О ней дальше и пойдет речь.

Особенности скульптурной резьбы

Сюда относят как маленькие детские игрушки, так и огромные статуи. Главное, чтобы скульптура была обработана со всех сторон и ее можно было рассмотреть с разных ракурсов. Допускается любой рельеф — низкий или высокий.

Скульптурная резьба по дереву для начинающих очень сложна. Она значительно отличается от других видов искусства. Чтобы сделать хорошую работу, резчик должен хорошо владеть всеми инструментами и другими видами резьбы. Также необходимо видеть фигуру в объеме.

Что нужно для скульптурной резьбы по дереву

Для того чтобы приступить к работе, недостаточно обладать только знаниями и умениями. Нужно обзавестись специальными инструментами и, желательно, верстаком. Конечно, существуют специальные станки для скульптурной резьбы, но это уже совсем другая тема.

Основные инструменты для скульптурной резьбы по дереву:

  1. Нож-косяк. Его применяют для создания небольших углублений. Получил такое название из-за скошенного на 35 – 60° лезвия.
  2. Нож-резак. Им удобно обрабатывать закругленные элементы.
  3. Стамески различных форм. Полукруглые используют как основной инструмент для всех видов резьбы, прямые — как вспомогательный. Другие формы используются реже.
  4. Богородский нож. Используется именно для скульптурной резьбы по дереву.
  5. Топор. Его используют для снятия коры и создания грубой формы скульптуры.

В магазинах продают специальные наборы, где есть все эти инструменты. Они должны быть качественными, иначе будут ломаться и крошить древесину.

Выбор и обработка древесины

Прежде чем приступать к обработке древесины, ее необходимо достать. Используют разные породы: липу, клен, ольху, березу и т. д. Если мало опыта, то лучше использовать липу. У нее однородный цвет, и она легко поддается обработке.

Материал должен быть хорошего качества. Не должно быть трещин, отверстий, сучков. Если вы не знаете, как выглядит и подходит ли дерево для скульптурной резьбы, фото и характеристики можете посмотреть в Интернете.

Когда материал выбран, приступают к его обработке. Сначала снимается кора. Снимать нужно аккуратно, чтобы не повредить внутреннюю часть. Для этого обычно используют топор, скобель или тесло.

Потом необходимо просушить древесину. Для этого ее полностью покрывают олифой или краской и оборачивают бумагой. А потом идет долгий процесс сушки, который может занять до 2 лет. Заготовку сначала хранят на открытом воздухе, а потом в хорошо проветриваемом и светлом помещении.

Сушка считается завершенной, когда влажность древесины достигает 8 – 10 %.

Создание скульптуры

Когда готовы все инструменты и кусок древесины, можно приступать к работе.

Перед началом можно сделать модель скульптуры. Это необязательно, но с ней будет легче. Ее делают из гипса или глины.

Теперь сам процесс резьбы:

  1. Сначала заготовку закрепляют так, чтобы к ней удобно было подойти с любой стороны. Хорошо, если для этого есть специальный верстак.
  2. Следующий шаг — нанесение основных контуров будущей скульптуры. После чего идет грубая обработка топором.
  3. Потом грубые формы убирают большими стамесками, а маленькими выявляют детали.
  4. В конце с помощью мелких срезов создают детали и рельеф скульптуры. Все нужно делать аккуратно, чтобы не создать трещин.

После того как скульптура была создана, ее поверхность шлифуют. Однако некоторые части могут не обрабатывать, если это не нужно.

Скульптуру отправляют на сушку. В это время могут появиться трещины, которые нужно убрать. Для этого используют ту же породу древесины, из которой сделана скульптура: сначала делают слепок, по нему вырезают затычку и вставляют по контуру. Если это не вариант, то трещину просто заполняют бесцветным лаком.

Ссылка на основную публикацию