Резьба по кости: разбираем основы искусства

Резьба по кости: разбираем основы искусства

Резьба по кости: разбираем основы искусства

Резьба по кости


Резные изделия из кости-цевки. Хотьково. Московская обл. Современна работа

Бивни мамонта, слона, моржовая кость и зуб кашалота, называемые благородной костью, мастера исстари применяли для резных работ. Благородная кость красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря слоистому строению кости на ее поверхности появляется легкий текстурный рисунок, напоминающий волнообразные узоры. Красивый белый цвет с желтовато-палевыми, голубоватыми и зеленоватыми оттенками придает кости необыкновенную теплоту и декоративность. Ископаемую мамонтовую кость добывали в северных районах нашей страны, слоновую же вывозили из-за границы, велась также охота на моржей и кашалотов. Немудрено, что мастера всегда испытывали трудности с материалами, поэтому постоянно велись поиски более дешевой и доступной кости. Таким материалом оказалась так называемая цевка – трубчатая кость крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму цевки, косторезы искусно вписывали в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и вполне доступный материал.


Инструменты для резьбы по кости: 1 – грабштихель, 2 – болтштихель, 3 – флахштихель, 4-7 – последовательность изготовления декоративной скульптуры из кости-цевки

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбеливать кость нужно в растворе перекиси водорода (гидроперита). Обычно на 200 г горячей воды достаточно двух-трех таблеток гидроперита. Полежав примерно около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножовкой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания периодически смачивайте пилу мыльной водой или машинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы, распиливайте кость вдоль слоев. Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу. Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем – большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачивают на токарном станке.


Инструменты для резьбы по кости: 1 – втиральник, 2 – коготок,3 – клепики

Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты: для грубой обработки – косарь, наборы стамесок и рашпилей; для выполнения ажура – лобзик, надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной спицы. Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже сделайте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски.

Резьбу выполняют с помощью резцов-штихелей. Штихели для гравировки по металлу можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Штихели – для начала хотя бы трех основных видов – можно сделать и самим руководствуясь рисунками, которые мы здесь приводим. Грабштихель – резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий. Болтштихель – резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала. Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции. Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации.

Для резцов подходит углеродистая сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку резца накалите докрасна (примерно до 800°С), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости. Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45-30°. Заточку всех резцов и правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку, как показано на рисунке. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу. Для гравировки по кости служит коготок (форма его изображена на рисунке).

В косторезных мастерских наряду с ручными инструментами широко применяется бормашина. Простейшую бормашину, показанную на рисунке, можно собрать из имеющихся в продаже электромотора для швейной машины МШ-2 мощностью 40 вт для сети с напряжением 220 вт и рукава с наконечником от медицинской бормашины. Можно применять и другие электромоторы меньшей мощности с частотой вращения около 15 тысяч оборотов в минуту. Преимущество мотора от швейной машины заключается в том, что с помощью ножной педали резчик по желанию может изменять скорость вращения вала мотора, а следовательно и вставленного в наконечник бора. Для этого достаточно увеличить силу нажатия на пусковую кнопку ножной педали. В наконечник бормашины, имеющий цанговый зажим, вставляют фрезы или боры, перки, дискодержатели и оправки с наждачной бумагой. Благодаря гибкому валу наконечник может свободно перемещаться в самых различных направлениях и располагаться под любыми углами к поверхности заготовки.


Устройство простейшей бормашины: 1 – педаль электромотора, 2 – кронштейн, 3 – шкив рукава, 4 – электромотор, 5 – шкив электромотора, 6 – масленка, 7 – спиральная пружина, 8 – защелка, 9 – наконечник, 10 – гибкая часть рукава, 11 – станина, 12 – кронштейн самодельный, 13 – пусковая кнопка педали

Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную (на проем), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из приемов, так и сочетанием, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Характерная черта ажурной резьбы – сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите на пластинку припорохом. Делается это так. Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 1-2 мм. Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску. Проникая через отверстия, краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стирался, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые предназначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью все участки сквозного фона, подработайте их надфилями и втиральниками. Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку деталей делайте клепиками.


Оснастка бормашины и некоторые приемы работы: 1 – медицинские боры, 2 – дискодержатель с диском, 3 – оправка для абразивной бумаги, 4 – приемы сверления сквозных отверстий: а – разметка, б – сверление

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природной формы цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными, поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненный на цилиндрической поверхности.


Виды орнаментов, применяемых в ажурной резьбе.’ 1 – геометрический, 2 – растительный, 3 – рокайльный

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются в результате кропотливого труда. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте его лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель – крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-соломенной становится кость в настое шафрана, красно-коречневой – в отваре листьев щавеля.

Можно попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной бузины – оливково-зеленый, цветы зверобоя – красный, листья крапивы – зеленый, кора крушины – желто-зеленый, дубовая кора – коричневый, луковая шелуха – золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком или гравировальной иглой. Гравировать можно и грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветным карандашом.


Последовательность работы над резной вставкой: 1 – нанесение контурного рисунка, 2 – сверление отверстий, 3 – выпиливание или вытачивание

Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для гравировки, должна быть идеально отполирована. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем отполируйте тонкомолотой пемзой или зубным порошком.

Резную кость нередко используют как декоративную накладку на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.

Резьба по кости — советы профессионалов

Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.

Читать еще:  Семейный очаг на свадьбе своими руками: несколько способов декора

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

  • резной орнамент со сквозными отверстиями;
  • рельефные сюжетные композиции;
  • разноцветная гравировка элементов;
  • подкладывание цветной фольги под орнамент.

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

  • грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
  • абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
  • острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
  • насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
  • резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
  • щеточки, мягкие материалы — полировка работы.

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

  • Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
  • Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
  • Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
  • Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
  • Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

  • При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.

  • На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.

  • Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.

  • С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.

  • Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.

  • С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.

  • Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.

  • Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.

  • Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.

  • У вас должна получиться подобная заготовка.

  • Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.

  • Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.

  • Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.

  • Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.

Виды и техники резьбы по кости: мастер-класс для начинающих

Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

История у разных народов мира

Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» — это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

Чуть менее знаменита хотьковская резьба, берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

Особенности ремесла

Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо — в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

Читать еще:  Резьба по дереву: мастер-класс на примере вырезания цветка

Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют — обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

  1. Гладкая. Формируется по заранее нанесённому эскизу. Считается самым простым способом создания художественного произведения из кости. Чаще всего используется для создания оберегов, амулетов, небольших фигурок и миниатюр.
  2. Рельефная или объёмная. Применяется для работы над сложными трёхмерными скульптурами и композициями.
  3. Сквозная, которая ещё называется резьбой в проём. Подразумевает пронзание кости насквозь в одном или нескольких местах. Используется для создания орнаментов на ларцах, шкатулках и прочих изделиях, а также в китайских скульптурах «шар в шаре».

Работа с костью

Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

Выбор материала

Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

  1. Бивень мамонта. Выдающийся по своим качествам ископаемый материал, отличающийся прочностью и одновременно лёгкостью обработки. Его размер может достигать 2 м при весе в 120 кг, что позволяет создавать даже очень большие скульптуры. Материал также ценится за своё свойство приобретать необычные цвета под воздействием продолжающегося тысячелетиями контакта с минералами. Он бывает почти любых оттенков, от коричневого до фиолетового, голубого и розоватого.
  2. Слоновая кость. Классический благородный материал, известный своей белизной. Требует тонкой работы с рельефными линиями и позволяет создать отличный контраст светотени. Достаточно крупная, чтобы не ограничивать размеры большинства статуэток. Подходит как для объёмных работ, так и для создания сквозных ажурных орнаментов.
  3. Клык моржа. Твёрдый, долговечный и пластичный материал белого или желтоватого цвета. С давних времён использовался северными народами, но сейчас его добыча запрещена. Иногда применяются ископаемые клыки, которые отличаются своим зеленовато-коричневатым оттенком и ценятся даже выше обычных.
  4. Кость кита. Чаще всего под ней подразумеваются позвонки и рёбра. Материал отличается своей пористой структурой, которая делает обработку изделия достаточно сложной, а полировку и вовсе невозможной, но мастера резьбы по кости научились извлекать из этой особенности и выгоду, создавая неповторимые изделия. Используется китовая кость для изготовления больших скульптур и бытовых предметов.
  5. Цевка. Простая кость, чаще всего крупного рогатого скота. Пластична, легка в обработке, плотность различается в зависимости от вида, возраста, здоровья и питания животного. Не отличается красивыми оттенками, потому часто окрашивается. Отличается от прочих вариантов дешевизной и доступностью, потому рекомендуется новичкам.

Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, — большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
  2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить – в ней останется вышедший из кости жир.
  3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
  4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

Подготовка инструментов

Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, — это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

  • грубые пилочки — для снятия верхних прочных слоёв, которые мешают работе;
  • абразивные насадки — для снятия «коры» кости и шлифовки;
  • тонкие и острые лезвия — для проведения тонких линий;
  • насадки с очень маленькими (не более 2 мм в диаметре) шариками — для проработки формы мелких деталей, придания им рельефности;
  • резиновые зернистые насадки — для шлифовки;
  • мягкие щётки и кисточки — для полировки готовой работы или отдельных её деталей.

Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости — некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

Уроки для начинающих

Резьба по кости — довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки — длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

  1. Подготовить материал. Для изготовления этой работы был выбран бивень мамонта весом около 1 кг. Перед преступлением к обработке от него нужно отколоть части, отделённые от основного материала сквозными трещинами.
  2. Придать заготовке форму и очертить основной рельеф при помощи грубых фрезерующих насадок.
  3. Сгладить острые углы, используя небольшую насадку в форме бутона. Отшлифовать и выровнять изделие. Провести торцевание основы статуэтки с помощью предназначенного для этого станка или наждачной бумаги.
  4. Нанести рисунок деталей будущей статуэтки простым карандашом. Начинать стоит с головы.
  5. Обработать линии острой тонкой насадкой, придать им форму и выразительность с помощью инструментов с закруглёнными наконечниками.
  6. Подчеркнуть контуры лица, снова используя тонкую насадку.
  7. Проработать мелкие детали. Сделать заготовки для глаз из пуговиц, после чего оформить ими статуэтку. Для этой цели были использованы дорогие сорта дерева.
  8. Отшлифовать поверхность насадкой в форме резинового диска на низкой скорости.
  9. Отполировать изделие. Можно использовать специальное приспособление или сделать это вручную.

Художественная обработка кости — это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

Резьба по кости как искусство

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Судя по археологическим находкам, даже люди палеолита, около 40 тысяч лет назад, проявляли тягу к искусству, изготавливая художественные изделия и украшения из различных материалов для украшения себя и использования в быту. При помощи украшений наши предки выражали себя и показывали свой социальный статус. Были среди украшений и обереги, и талисманы, по украшениям можно было определить вождя. По ожерелью из клыков хищника можно было узнать самого удачливого и смелого охотника.

В древнейших захоронениях находят ожерелья из ракушек и косточек, изображения человеческих фигурок и фигурок зверей из кости, керамики, дерева. В это время получили развитие наскальная живопись, музыка (дудочки, флейты).

*Флейты, изготовленные из птичьих костей и бивней мамонта.*

Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. В Древней Греции из слоновой кости делали великолепные статуи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами. С X века стали популярны поделки с геометрическими узорами, изображениями растений и животных.

Бивень мамонта — это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву.

Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня. Эскизов на бумаге не делают, а на самом куске помечают части будущей фигурки. Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет. Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.

Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.

Читать еще:  Выкройка кофты летучая мышь: пошаговое описание и схемы на любой размер

*Резьба по мамонтовой кости.*

*Кривошеин. Композиция “Соловей-разбойник”.*

*Резьба по кости по мотивам сказок.*

Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости

У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими ее косторезами.

*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости.*

*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости. Бивень мамонта.*

*А. Байкова, С. Катарина. Лоток «Ветер», 1982 г., колье-бусы «Каприз»,

1996г., украшение для волос «Розы», 2002г., броши «Цветы», туалетная коробочка

«Тюльпаны», 1996г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

*В.Т. Ватлин. Гребни «В райском саду» (1986), «Радость» (1995),

«Ажурный» (1996). Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

*Ажурная, рельефная резьба по бивню мамонта. Холмогоры.*

В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.

*Художественные изделия из бивня мамонта.*

Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.

Созданные в 1920—1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960—1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.

*Композиция “Первобытный человек”.*

*Композиция выполнена на натуральном бивне мамонта, найденного в Якутии.

Жизнь охотников на мамонтов. Рельефная резьба.*

Тобольская резная кость

С появлением в Сибири русских поселенцев и пленённых шведов, сосланных в Сибирь после Полтавской битвы, зародилась резьба по кости в районе города Тобольска в XVII в. В 1874 г. появилась косторезная мастерская Овешковой, которая способствовала оформлению художественного стиля тобольского искусства – выделению детально проработанной круглой скульптуры, отличающей тобольскую резьбу по кости от холмогорской. Круглая скульптура стала характерной особенностью тобольского косторезного искусства. В Тобольске распространён традиционный вид обработки кости – инкрустация – украшение изделий из белой кости костью различных естественных оттенков. В 1960 г. создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности. Творчество косторезов отмечено золотыми медалями на выставках в Париже и Брюсселе.

* Скульптура “А как у вас?”.Бивень мамонта*

*Скульптурная композиция “Северный олень с оленёнком”. Г. Тобольск. Конец XIX – начало XX века. Бивень мамонта*

Школа магаданских резчиков еще молода, она уже достаточно известна, предприятие было организовано на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу, основанной в 1965 году. В творчестве художников промысла прослеживаются два основных направления. Одно из них — объемная резьба из моржовой, мамонтовой, поделочной кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций, шахмат, брелоков, национальной скульптуры (пеликенов), женских украшений из кости в сочетании с замшей, мехом. Второе — плоскостная цветная гравировка на моржовых клыках на темы жизни народов Севера. Сюжетная гравировка — традиционное художественное направление в искусстве северных народов — похожа на рассказ в цветных рисунках. Объемная резьба и сюжетная гравировка применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

*Из жизни народов севера.*

*Фигурка моржа и моржовый клык с гравированным изображением.*

*Миниатюрная резьба по кости. Бивень мамонта. Размер 110-157 мм. 2006 г.*

Резьба по кости: необыкновенная разновидность художественного искусства

Приветствуем, друзья! Любите уникальные и изысканные вещи, скучаете при виде штампованных изделий без души? Тогда вам точно интересно будет больше узнать о том, что такое резьба по кости, как она проводится и чем притягивают внимание готовые изделия.

Резьба по кости — разновидность художественного искусства, в результате которого появляются завораживающие орнаментом и необычными штрихами изделия. Творцы — талантливые, духовно развитые мастера, способные вдохнуть жизнь в неказистый, малопримечательный, хотя и дорогой материал. Под инструментами автора непривлекательная на вид кость преображается в рисунки, фигуры, ажурные кружева с взаимосвязанными, дополняющими друг друга элементами, образующими в итоге концептуальную завершенность.

Эмоциональную составляющую изделий из слоновой кости просто объяснить древними корнями искусства резьбы. Ее путь длиною в тысячелетия. Все начиналось с примитивных предметов домашнего обихода и украшений, постепенно они усовершенствовались настолько, что заняли место легендарных рукотворных работ, которые выставляются на международных выставках, с трепетом сберегаются в частных коллекциях. Приемы обработки кости не меняются с начала первой резьбы.

Разновидности и отличия

Выделяют 3 вида резьбы по кости:

Самая простая в исполнении — гладкая. Ее применяют для изготовления лаконичных форм амулетов, фигурок животных, птиц и людей. Принцип следующий: по эскизу на кости формируются углубления, которые потом выделяют краской для выразительности. Рельефная резьба подразумевает изготовление сложных скульптурных часто трехмерных групп. Сквозная техника позволяет создавать изысканные ажурные фигуры. Чаще всего этот прием используют для изготовления шкатулок и авторских ларцов с «кружевным» покрытием.

Какой должна быть кость

Внешний вид и уникальность готовых изделий — результат мастерства автора, выбранной техники и типа материала. Перед использованием кости обязательно обрабатываются: поверхность обезжиривают и отбеливают, разделяя на удобные для работы элементы. Чем лучше мастер знаком со строением костей, тем качественнее сможет использовать их преимущества в работе.

Для резьбы подходят кости самых разных животных. Очень дорогие и эксклюзивные вещицы получаются из кости мамонта. По структуре она гораздо мягче и податливей моржовой. С ней легко и приятно работать, независимо от выбора техники, включая сложные работы со сквозной резьбой. Одного бивня мамонта будет достаточно для получения скульптуры внушительных габаритов. Интересно и то, что кости мамонта из-за особого сохранения в условиях пониженной температуры, могут иметь необычный окрас от светлого до темного, что тоже на руку креативным мастерам с развитым воображением.

Слоновая кость для резьбы подходит не меньше, чем мамонтовая. Изделия получаются такими же благородными и эффектными. Работая со слоновой костью, автор не ограничен в выборе техники резьбы, хотя чаще всего используется рельефная резьба с активной проработкой линий для оптимальной игры светотени. Слоновая кость такая же крупная, как и у мамонта, поэтому из нее получаются при необходимости цельные габаритные статуэтки.

Изделия из слоновой или мамонтовой кости поражают воображение необычными линиями и изящным силуэтом, являются образцом авторского художественного искусства. Не удивительно, что стоят они очень дорого.

Резьба по дереву — что собой представляет

Для оттачивания мастерства резьбы, авторы используют не только кость, но и более доступное в цене дерево. Древнейшее искусство резьбы по дереву передается из поколения в поколение с особенностями, свойственными для культуры каждого народа. По сравнению с костью, дерево проще и удобнее в обработке, при этом финальный результат ничуть не уступает костяным изделиям ни в утонченности, ни в эксклюзивности или оригинальности. Из дерева вырезают простые и грубые фигуры, «плетут» многослойные кружева.

На выбор технологии резьбы влияет замысел мастера и порода дерева. Рельефные и скульптурные работы получаются из мягкой древесины, например, березы или липы. Для изготовления фигур с обилием мелких элементов подходят груша, бук или клен. Предметы интерьера и мебели делают из ценных пород с финальной обработкой прозрачным лаком. Лучшие образцы мебели получают из красного дерева, из березы или ореха. Некоторые образцы мебели из перечисленных пород до сих пор радуют посетителей музеев в разных уголках мира.

Удивительный камень родонит — что он из себя представляет?

Как проводится

Еще одна разновидность искусства — резьба по камню. Художник камнерез — мастер и творец, способный вдохнуть жизнь в твердую, ничем не привлекательную и бесформенную каменную глыбу. Задача усложняется потребностью автора не просто придать камню определенную форму, а выделить его природный потенциал, характер, структуру.

  1. Процесс облагораживания камня начинается с формирования замысла. Автор создает эскиз, продумывает элементы, отрабатывает образ во всех ракурсах. В это время рождается авторское произведение искусства, пусть пока на бумаге, но уже со своим характером и индивидуальностью. Чем осознаннее автор подходит к делу, тем тщательнее он прорабатывает особенности персонажа, изучает его характер, эмоции, сопутствующие атрибуты. На этом этапе не допустима суета или фальшь.
  2. Персонаж с эскиза первоначально воплощается в жизнь с помощью мягкого материала. Чаще всего это глина или пластилин. Такая заготовка помогает мастеру понять на правильном ли он пути, выявить возможные недочеты и откорректировать замысел. Готовую пластилиновую заготовку отливают из пластикрита, нового материала, заменяющего гипс. Уже на этом этапе макет получает первый шанс на полноценное существование. Его потом интересно сравнивать с каменным изваянием, наблюдая из возможными перевоплощениями, связанными с использованием разных материалов в основе.
  3. Следующий этап в резьбе по камню — выбор материала для изделия. У каждого мастера обычно собрана коллекция камней, подходящих для воплощения идей в индивидуальной творческой манере, отвечающих предпочтениям и потребностям. В этой работе не бывает мелочей. Играют роль фактура и пластика материала, прочность и цвет. Что касается отделки, то на ее роль хорошо подходят драгоценные, полудрагоценные камни и разные виды металлов.
  4. На начальном этапе камень обрабатывают крупной пилой. В такие моменты особенно важно познать особенности структуры породы, по возможности сделать набросок в натуральном виде. Только после этого мастер переходит к работе над деталями, используя мелкие пилы. Главный инструмент для работы с канем — алмазные отрезные диски.
  5. Обязательное условие — доступ воды к станку для отслеживания результатов работы с камнем в чистом виде. Мастер работает с основой мелкими движениями, старается не уходить вглубь для контроля над состоянием структуры породы. Несмотря на внешнюю твердость и непоколебимость, камень — капризный, требующий к себе деликатного и уважительного отношения материал.

На этом заканчиваем, будем рады узнать, какая резьба по дереву кости и камню вас впечатляет, где вы имели возможность видеть лучшие образцы работ. Делитесь постом с друзьями, обменивайтесь фото интересных скульптур!

Ссылка на основную публикацию