Элементы городецкой росписи: техника рисования

Элементы городецкой росписи: техника рисования

Учимся поэтапному рисованию городецкой росписи – почему это просто, интересно и доступно. Мастер-класс с объяснением каждого этапа росписи

Возникший в городе Городец Нижегородской губернии промысел, стал одним из главных достояний народного искусства 19 столетия. Творчество, зародившееся от декорирования резных прялок, стало ярким и запоминающимся, а его самобытность и сегодня привлекает любителей рисования. Городецкая роспись – поэтапное рисование, подробное объяснение каждого шага в традиционном алгоритме росписи вы найдете здесь.

Особенности городецкой росписи

Основное отличие этого промысла – содержательность. Каждый элемент изображения служит рассказчиком, рисуя не только визуально привлекательный ряд, но и целую историю. Апофеоз содержательности городецкой росписи – жанровые сцены. Они вольные и достаточно условные по своему характеру, иногда даже граничат с шаржем. Но при этом их очень интересно рассматривать, «читать».

В городецкой росписи нередко реалистичные мотивы соседствуют с идеализированными. Образы животных и птиц очень декоративны. На расписных изделиях можно увидеть львов и барсов, которые для России, естественно, были экзотическими животными. Но даже привычный конь предстает на расписной доске горячим, сильным, и при этом изящным животным, поза его горда и воинственна, и сам он предстает не тягловой силой, а царственным животным.

Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы.

Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы. Где сюжет того требует, художник пользуется мотивом пышного занавеса. Самые предпочитаемые цвета: ярко-красный, выразительный зеленый, глубокий синий, черный. Роспись ведется кистью, предварительный рисунок не наносится. Техника предполагает и широкие мазки, и тончайшие линии, виртуозность прорисовки которых требует навыков и опыта.

Необходимые материалы

Если вы только начинаете рисовать в технике городецкой росписи, потребуется вам основной набор новичка: кисти разных размеров и разных материалов (главное требование – вашей руке должно быть комфортно работать данным инструментом), краски гуашевые или акриловые.

На самом изделии, которое будет расписано, прорисовывать эскиз не нужно. Но для начинающих такой этап лишним не будет, если рука пока не работает достаточно уверенно сразу краской. Потому понадобится и карандаш, и ластик. Потребуется вода для смачивания кисти, палитра для пробы цвета.

Стандартный метод – начинать с эскиза на акварельной бумаге, когда на листе в деталях прорисовывается картинка, которая затем будет украшать деревянное изделие. Это «набивает руку», придает уверенности художника, снижает риски ошибок.

Мастер-класс городецкой росписи

Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.

Подмалевок

Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.

На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто. Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным.

Теневка

На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.

Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.

Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.

Разживка

Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.

Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.

Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.

Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.

Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.

Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс

Надежда Ковальчук
Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта!

Городецкая роспись – это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров»

Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше – самостоятельно.

Назначение: освоить поэтапное рисование городецких цветов для составления композиции городецкой росписи по украшению посуды или составлению букета.

Цель: учить детей, воспитателей и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.

Задачи:

– закрепить три основных этапа в рисовании 5-ти видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;

– развивать чувство композиции и цвета;

– воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.

Материалы: кисточки тонкие и толстые, краски гуашь – красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги размером А3.

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Городецкая роспись символична. Цветы в ней – символ здоровья и процветания в делах.

Цветы городецкой росписи:

Читать еще:  Вязание женских безрукавок с подробным описанием

Бутон

Ромашка

Розан

Купавка

Роза

Городецкие мастера любят цвет и оттенок, а поэтому используют красную (вишневую) и розовую краску, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую для оживки.

Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа.

I этап росписи – Подмалевок – Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка.

II этап росписи – Теневка – наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской.

III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.

Розан. Поэтапное рисование.

1. Простым карандашом на листе бумаги рисуем круги.

2. С помощью толстой кисти прорисовываем и закрашиваем круг оранжевого цвета.

3. В середине оранжевого круга изображаем маленький красный круг.

4. Сверху и снизу большого круга рисуем по лепестку.

5. Продолжаем рисовать округлые лепестки по краю круга.

6. Делаем оживку. Кончик кисти осторожно обмакиваем в белую гуашь и украшаем розан точками. Первым делом ставим белую точку в центре круга, а потом по кругу.

Городецкая роза. Поэтапное рисование.

1. Рисуем простым карандашом середину (бутон) и лепестки.

2. Закрашиваем середину и лепестки розы красным цветом.

3. Черной краской добавляем сверху круг, дугу,тонкой кистью обводим лепестки розы черной краской. Начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией.

4-5. Оживка розы:точки, лепестки.

Купавка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. Верху большого розового круга маленький красный кружок, далее прорисовываем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.

4. Рисуем красные округлые лепестки к верху с уменьшением.

5. Оживка купавки:точка в центре маленького кружка, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.

Ромашка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. В центре розового круга – небольшой красный кружок.

4. Рисуем вверху и внизу симметрично по одному лепестку (способ примакивания.

5. Добавляем лепестки.

6. Оживка белой краской:точка в центре ромашки, точки по кругу, белые лепестки между красными.

Бутон. Образец поэтапного рисования

1. Рисуем небольшой круг голубой краской.

2. Вверху добавляем синий маленький кружок.

3. Тонкой кистью рисуем синюю дугу в форме месяца.

4. Рисуем белые дуги – внизу и вверху.

5. Рисуем в середине бутона синюю дугу.

6. Варианты бутона сеточкой.

Спасибо за внимание!

«Символ года своими руками». Мастер-класс для средних и старших дошкольников Новый год не за горами и все мы задумываемся о том, какие презентики для своих родных могут сделать наши дошколята. Вашему вниманию я хочу.

Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Калейдоскоп веселых игр с образами животных» Мастер-класс для родителей старших дошкольников Тема: «Калейдоскоп веселых игр с образами животны[/i]х»[/b] Цель: познакомить родителей.

Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр» Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр». Автор: учитель-логопед Клочьева.

Мастер-класс по росписи камней «Клубника» Сейчас все больше появляется разнообразия в творчестве. Вот и решила попробовать с детьми раскрасить камни. Камни – это натуральный природный.

Мастер-класс по витражной росписи Витражная роспись с давних пор привлекает людей. Цветное стекло, ярко играющее на солнце, завораживает и детей и взрослых. Витражной росписи.

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления у старших дошкольников» ЦЕЛЬ МАСТЕР КЛАССА: Повышение профессионального умения педагогов в работе с дошкольниками по развитию логического мышления в формировании.

Мастер класс «Развивающие игры для старших дошкольников» Конспект НОД «Заколдованный сказочный герой» Воспитатель Конева Наталья Владимировна. МБДОУ д/с №52 г. Белгорода Цель: развитие творческих.

Мастер-класс «Развивающие игры для старших дошкольников» Мастер-класс «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ д/с №52 Конева Наталья Владимировна Цель: познакомить.

Мастер-класс по росписи ткани Салфетка для мамы. Материал: • одно полотно белой ткани (бязь или плотный ситец) размером 30х30; • трафарет “Цветы” (можно выбрать любые,.

Проект «В царстве цветов» для старших дошкольников Характеристика проекта По классу – монопроект. По типу – социальный. По виду – воспитательно-образовательный. По форме – государственный.

Техника «рисование капельки» как одного из основных элементов городецкой росписи

Светлана Космачева
Техника «рисование капельки» как одного из основных элементов городецкой росписи

Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников мы обращаемся к замечательным образцам русского прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Но для того, чтобы знакомить детей с разными видами русского прикладного искусства, мы должен иметь представления об истории возникновения, особенностях росписи, иметь подборку практического материала, а также по возможности, уметь владеть элементарными основами техники выполнения этих изделий.

1. Немного из истории и особенностей Городецкой росписи.

Есть на Волге в Нижегородской области старинный город – Городец. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Городецкая роспись как таковая возникает примерно в середине ХIХ века, когда происходит переход от инкрустирования донец (широкая часть прялки, служившая сиденьем) к их росписи. Тогда же и возникла традиция подписывать на работах пословицы и поговорки (что характерно и для лубка) или указывать их авторство. Городец славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба, изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Яркая, лаконичная городецкая роспись: жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика “Городецкая роспись“.

Городецкая роспись неизменно погружает нас в сказку, поэтому многие предметы интерьера для детей и по сей день украшают этой росписью. Шкафчики, стулья, кроватки украшают яркими сказочными цветами – розанами и купавками. Атмосфера росписи погружает нас в созерцание прекрасных сказочных садов или даже царств, где мчаться волшебные кони, летают чудесные птицы, живут прекрасные дамы и кавалеры.

Основным элементом любой народной росписи является орнамент, который формируется из ряда своеобразных мазочков, эти мазочки встречаются в любом виде народной росписи и называться они так-же могут по разному: прижимками, ляпочками, капельками. В Городецкой росписи капелька универсальна: она может быть мелким, второстепенным элементом: припиской, отделкой, оживкой, а может быть и самостоятельным элементом росписи.

Читать еще:  Ананас крючком: схема с подробным описанием и фото

2. А теперь, я хочу познакомить вас с техникой выполнения Капельки.

Материалы: кисть № 2, гуашь, палитра, вода.

Чтобы выполнить элемент Капелька, нужно набрать на кисточку краску, так, чтобы её кончик заострился. Проводим кончиком кисточки по поверхности тонкую линию, а затем, наклоняем кисточку на себя, одновременно придавливая, пока она не ляжет почти до железного основания – «пятки». Кисточку можно сравнить с ванькой-встанькой: упала и поднялась. Размер капельки зависит от силы нажима. Капелька может быть прямая, или с поворотом (изогнутая). Изогнутая выполняется с небольшим изгибом. Из капелек с поворотом выполняются прекрасные бордюрные орнаменты, а также травяные кустики или листики. Путем наложения капелек с правым поворотом на капельку с левым поворотом получаются листики.

Но самое увлекательное занятие особенно для детей, это выполнение с помощью капелек различных изображений животных и птиц.

3. Предлагаю выполнить по вашему выбору одну из работ: Ласточка, Рыбка, Стрекоза, Бабочка, Аист.

4. Рефлексия: оправдались ли ожидания от мастер-класса, что нового вы для себя узнали?

«Праздничный букет». Рисунок по мотивам городецкой росписи. Мастер-класс Вчера опубликовала образцы поэтапного рисования городецких цветов, а сегодня хочу Вас порадовать своим мастер-классом “Праздничный букет”.

Поделка в технике папье-маше «Чашка с элементами городецкой росписи» Материалы: Газеты (6-8 листов) Листы белой бумаги Клейстер Вода Канцелярский нож Гуашь Бесцветный лак Фарфоровая чашка Ход работы: Фарфоровую.

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Городецкая ярмарка» (подготовительная группа) Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Городецкая ярмарка» (подготовительная группа) Цель: Продолжить знакомство с городецкой.

Конспект НОД по мотивам городецкой росписи «Павлин» Цель: Роспись птицы волшебного сада “Павлина”, научить детей элементам росписи : цветок (бутон, листок. Задачи: – Приобщение детей к истокам.

Конспект НОД по мотивам городецкой росписи в старшей группе Конспект НОД ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ в старшей группе Автор: Рязанова Ольга Юрьевна, воспитатель МКОУ Становская начальная школа.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам городецкой росписи» (старшая группа) Методические задачи:Продолжать развивать детское изобразительное творчество; закрепить технические навыки и умения рисования; продолжать.

Мастер-класс по городецкой росписи. Учимся рисовать «купавку» с детьми старшей группы Учимся рисовать «купавку» с детьми старшей группы. Городецкая роспись – один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную.

Образцы поэтапного выполнения росписи городецкой дощечки и солонки Приветствую всех друзей и гостей любимого сайта! Недавно я знакомила вас с образцами поэтапного выполнения росписи цветов из городецких.

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства на основе городецкой росписи Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педа-гогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных.

Поэтапное рисование городецкой росписи: описание и рекомендации

Городецкая роспись – это замечательная техника рисования, которая была создана именно в России. Часто даже в детских садах проходят уроки по искусству изображать предметы и животных в неповторимых ярких цветах с элементами сказки.

История городецкой росписи

Обычно городецкой росписью украшали деревянные изделия. Так как изначально это и был народный промысел рисования по древесине Нижегородского края.

Свое развитие он получил во второй половине 19 века, недалеко от деревни Городец, отсюда и название. Лесов в той местности было много, так что материал выходил дешевым. А из него, в свою очередь, изготавливали детские игрушки, мебель, дома и многое другое. Для украшения деревянных предметов использовали роспись, которая не обходилась без ярких гирлянд из цветов.

Так городецкая роспись постепенно перенеслась почти на все предметы быта людей. А изображения различных сказочных сюжетов и пестрых цветов придавали картинам особенный запоминающийся сюжет.

Сейчас эта техника по-прежнему популярна. Вы с легкостью найдете предметы мебели, особенно детской, украшенные пышными цветами. А так как элементы достаточно крупные, то воспитатели в детских садах стали использовать во время творческих занятий поэтапное рисование городецкой росписи.

Элементы и техника их исполнения в городецкой росписи

Настоящие мастера городецкой росписи, в первую очередь, обращают внимание на постановку руки во время работы. Кисть держать требуется только вертикально, чтобы она без препятствий могла вращаться между пальцев (большим, указательным и средним). При правильной постановке все элементы росписи даются без особых усилий.

Выполняется работа по росписи в два этапа:

Для подмалевка используют большие кисти, заполняют сразу всю фигуру. Например, всех коней целиком покрываются черной краской, кроме сбруи. Выполнение такого приема доступно даже для пятилетнего ребенка. Главное в нем – это размазать краски ровным и тонким слоем, чтобы не оставалось просветов.

Оживка – прием, с помощью которого набросок рисунка превращается в картину. При этом кисти используют тонкие (художественные). Работают только с черной и белой краской, в отличии от подмалевка, где приемлем любой цвет. Обмакивают только кончик, и все детали выполняются аккуратно.

Оживкой наносят различные точки и завитки, которые помогают оживить картину. Но у них есть строгие правила исполнения. Например, наносить можно только дуги, точки, штрихи и капельки. Главное касаться только окончанием кисти работы, чтобы мазки получались ровными и красивыми.

Абсолютно все элементы городецкой росписи наносятся без предварительного эскиза карандашом. Именно поэтому каждая работа получается индивидуальной.

Как изобразить цветы в городецкой росписи

Чтобы картины получились особенно хорошо, рассмотрим поэтапное рисование городецкой росписи на примере цветов. Они считаются символом здоровья.

Чтобы достаточно хорошо овладеть техникой городецкой росписи, достаточно научиться рисовать четыре цветка. Выполняется работа в три этапа, в отличие от остальных элементов:

Пока вы учитесь, а так же если работу выполняют малыши, можно использовать карандаш в технике рисования “городецкая роспись”. Поэтапное рисование для детей, да и для взрослых, будет выглядеть следующим образом:

  1. Нанесите на лист бумаги карандашом четыре круга (три одинаковых и один поменьше)
  2. Возьмите тонкую кисть и поставьте вишневой краской круглые пятна (в первых двух – сбоку, а в оставшихся – посередине)
  3. Используя эту же краску, на первом кругу рисуем дугу с краю. Чтобы правильно ее навести, держите кисть перпендикулярно листу бумаги. Едва касаясь, начинайте рисовать, потом делайте нажим, а завершайте опять тонкой линией.
  4. На втором круге рисуйте такую же дугу, но уже не по краю, а внутри. А с краю располагайте лепестки. Делайте их так же, как и предыдущий элемент, только меньшим размером.
  5. На третьем круге лепесточки распределяйте уже по окружности.
  6. В четвертом дорисовывайте капельки методом промакивания. Располагать их надо по радиусу вокруг центрального пятнышка.

Когда вы научились рисовать элементы отдельно, переходим к изготовлению цветка:

  1. Вначале рисуем подмалевки – большие пятна краски в виде круга. Берем любой цвет, обычно это розовый или голубой.
  2. На эти круги наносим один из выбранных узоров, которые учились рисовать – это этап наведения лепестков.
  3. Теперь завершаем работу оживками. Выполняются они на цветах белой краской. Делаем аккуратные прорисовки или ставим точки, чтобы оживить узор.

Изображение цветов – это основа стиля “Городецкая роспись”. Поэтапное рисование в детском саду таких узоров принесет детям много радости и научит их аккуратности, так как все надо выполнять без эскиза, а дуги и оживки делать с особой точностью.

Как нарисовать коня в группе детского сада

Как мы уже говорили, городецкая роспись прекрасно подойдет для детей. Рассмотрим, как провести поэтапное рисование городецкой росписи в старшей группе детского сада.

Читать еще:  Пряжа для вязания крючком: разновидности и основные рекомендации

Для начала расскажите детям, что вообще такое городецкая роспись и покажите иллюстрации. Для того чтобы им было легче выполнять работу, делайте ее вместе, рисуя на листе, прикрепленном к доске. Начинаем:

  1. Рисуете тело, похожее на две капельки, которые смотрят в разные стороны и соединены палочкой.
  2. Далее прорисуйте голову. Усложнять ее не надо, берете овал, пририсовываете ушки и вытянутую мордочку.
  3. Теперь ноги. Небольшие треугольники в нужных местах, от них палочки и на конце тоже треугольники (копыта).
  4. Изображаем гриву и хвост желтой краской, используя полукруги в работе.
  5. Рисуем седло (цвет дети выбирают сами).
  6. Прорисовываем глаза, уздечку и украшаем седло.

Это было поэтапное рисование коня. Городецкая роспись поможет ребятам стать аккуратнее и разовьет их творческие способности. А также вы сможете поближе познакомить юных художников с геометрическими фигурами.

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Особенно интересным для ребятишек в детском саду будет поэтапное рисование городецкой росписи на деревянной доске в подарок родителям. Вы можете заранее попросить воспитанников принести из дома заготовки для работы. А само занятие построить следующим образом:

  1. Рассказываем немного из истории городецкой росписи.
  2. Определяем центр каждой досточки, ставим там точку карандашом.
  3. Рисуем круг выбранным цветом.
  4. Когда он подсохнет, сверху наносим лепестки (выбираем один вариант цветка для всех).
  5. Немного подождав, берем тонкую кисть и наносим прожилки белым цветом.
  6. Оставшееся пространство разрешаем дополнить завитками.
  7. Контур доски прокрашиваем сплошной полосой того же цвета, что и цветок.

Такое занятие принесет ребятам массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Порекомендуйте покрыть доску лаком дома вместе с родителями, чтобы краска не осыпалась со временем.

Советы по работе с детьми в выполнении городецкой росписи

Если вы планируете провести поэтапное рисование городецкой росписи с вашими воспитанниками, не забывайте:

  1. Сначала сами выполняйте все элементы.
  2. Выбирайте одинаковый узор для всех.
  3. Если видите, что у кого-то не получается, помогите.
  4. Не забывайте хвалить ребят в процессе работы.
  5. Помните, что основа городецких узоров – подмалевок, который выполняется одним цветом, и не должно оставаться пробелов, а оживки выполняются тонкой кистью.

Городецкая роспись – это рисунок элементов сказки, так что детям такая работа точно придется по вкусу.

Городецкая роспись как источник вдохновения

Богата земля русская промыслами. Кто из нас не знает дымковскую, филимоновскую, богородскую игрушки, жостовские подносы, палехские и федоскинские миниатюры, хохлому, и, конечно, гжель?

Но сегодня я хочу рассказать только об одном промысле – городецкой росписи. Яркая, самобытная, символичная и немного наивная, но такая солнечная и добрая. Познакомившись или даже хоть раз увидев эту роспись, вы более никогда ее не спутаете ни с одним другим промыслом, настолько она запоминающаяся. Городецкая роспись весьма своеобразна по своей манере. Но об этом в другой раз 🙂

А сегодня давайте сделаем небольшой экскурс в историю. «Откуда есть пошла» роспись городецкая?

Родился этот вид промысла на берегах Волги, а именно в селах и деревнях Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и других. Зарождение резного промыла в Поволжье связано с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей. А мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи — изготавливали орудия труда для прядения и ткачества.

Если быть исторически достоверными, то вначале «городецкая роспись» была и не росписью вовсе, а инкрустация деревом. Крестьяне изготавливали особые прялки и отвозили продавать их на нижегородскую ярмарку. Поэтому и техника украшений прялок сперва называлась нижегородской.

Вот так выглядела эта техника.

Городецкие прялки были особенными благодаря донцу (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Окончив прясть, пряха вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Мастера украшали донце следующим образом: в углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Чуть позже мастера начали использовать яичные краски для подкрашивания донец, что сделало из еще красочнее. И краски выбирались яркие: синяя, красная, зеленая, желтая.

Дальше история городецкой росписи развивалась по законам рынка 🙂 Спрос рождает предложение, а необходимость увеличения предложения закономерно влияет на оптимизацию процесса производстваJ В итоге, во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века донца становятся исключительно расписными.

Почему же роспись назвали городецкой?

Название «городецкая» появилось лишь в 1930-х годах. Такое название в культурологический обиход ввел В.М. Василенко, исследователь народной культуры. Поскольку все вышеназванные поселения находились близ Городца, то Городец был главным (после Нижнего Новгорода) рынком сбыта расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но кроме этого, сюжеты росписи тесно связаны с культурой и бытом Городца.

Вид Городца с Волги. Середина XIX в.

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами — все то, что придает живописи законченность и выразительность.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». 2005 г. Традиции старых мастеров иконописи живы и сегодня. На фабрике «Городецкая роспись» работает иконописная мастерская. Известный иконописный сюжет написан с использованием городецкого орнамента.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия.

К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование.

Восстанавливать Городецкую роспись начали только в 30-х годах XXвека, когда открылась мастерская живописцев. В 1960 году в Городце была создана фабрика «Городецкая роспись». И как важно знать, что замечательный русский промысел возрожден, пусть не так как было раньше, ветер времени другой, но есть Мастера, которые несут в своем сердце искру Любви к народному творчеству, которые не просто возрождают его, но и развивают, обучая молодых художников.

Посмотрите эти работы, они чудесны. Кому-то они покажутся наивными, детскими, но разве взгляд на мир глазами детей — не величайшее и редчайшее качество человека, чувствовать счастья.

Кубаткина Л.А. Панно «У виноградных ворот»

Работы Беспаловой Л. Ф.

Работы Веры Колесниковой

Ларец Сказок Елены Староверовой

Впервые мотивы городецкой росписи я попробовала изобразить в школе, на уроках рисования. Но поскольку художник из меня тот еще, то кисть и карандаши с тех пор в руках я не держала. До того момента пока не увлеклась полимерной глиной. Если большинство наших изделий появляются на свет без эскиза, то создать брошь по мотивам городецкой росписи без эскиза не удалось. Пришлось взять в руки карандаш и вспомнить школьные уроки:) Нет, рисовать я не начала, но отказать себе в удовольствие попробовать сделать что-то по мотивам городецкой росписи, я не могла.

При написании статьи использовались материалы из различных источников.

Ссылка на основную публикацию